Просмотр содержимого документа
«Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе "Я и моя семья"»
«Я и моя семья»
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей
во второй младшей группе № 14.
Воспитатель: Рафикова А.Р.
Введение.
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Актуальность
Семья имеет огромное значение в жизни каждого человека. С самого рождения именно в семье формируется мировоззрение ребенка, его социально-нравственная культура, нормы поведения в обществе. Воспитание детей в семье должно строиться на любви, традициях, опыте и личном примере родных и близких. Однако, практика показывает, что у многих детей недостаточно сформированы представления о родословной своей семьи, о семейных традициях и праздниках. Поэтому проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится особенно актуальной. Кроме того, далеко не все дети знают имена и отчества своих близких, места работы и род их занятий. Следовательно, задача взрослых – воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи, систематизировать и расширить знания детей в данной области, помочь привить детям чувство привязанности к семье и осознать себя ее частью. Проблема Отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы. Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте. Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. С помощью данного проекта решено объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.
Недостаточно сформированы знания о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге
Цель:
Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье
Задачи :
1.Помочь понять значимость семьи, показать её ценность для каждого в семье.
2.Формировать умения проявлять заботу о родных людях
3.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи
4. Формировать навыки общения с взрослыми и детьми
5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь
Ожидаемый результат:
1. Дети будут иметь более конкретные представления о понятии «семья», о родственных отношениях между членами семьи.
2. Дети будут определять свою гендерную принадлежность, иметь представления об особенностях ролей мальчика и девочки.
3. В период реализации проекта еще более укрепятся детско-родительские отношения, родители более грамотно будут относиться к решению проблем, возникающих с детьми.
4. Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ.
5.У детей сформируется образ «Я», называют своё имя и фамилию; имена членов семьи.
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный (вхождение в тему):
1. Опрос детей по проблеме.
2. Оформление ППРС.
3. Разработка конспектов занятий
4. Подбор дидактических игр
5. Подбор наглядно-дидактических пособий
6. Подбор литературных произведений, для реализации проектной деятельности
II этап – Основной (продуктивный, совместная деятельность всех участников проекта):
Образовательная деятельность
Познание (окружающий) «Моя семья»
Конструирование – «Загородка для животных из кирпичиков у бабушки в деревне»
Музыка – Пение колыбельной «Баю – бай», «Пирожки» Филиченко.
Аппликация - «Ты смотри – улетели все шары»
«Машинка для папы»
Совместная деятельность БЕСЕДЫ
Беседа по фотографиям
«Беседа о братишках и сестренках»
«Беседа о том, что такое семья»
Моя семья
Ситуативный разговор
«Что готовит мама?»,
«Что умеет делать папа?»
Беседа по картинкам
Где работает мама (папа)?
Что делать, если кто-то заболел?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Цель: Формировать представление о семье,
умение сосредотачивать внимание на
предметах и явлениях предметно –
пространственной развивающей среды.
Беседа по картинкам
Где работает мама (папа)?
Что делать, если кто-то заболел?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Цель: Формировать представление о семье, умение сосредотачивать внимание на
предметах и явлениях предметно – пространственной развивающей среды.
Чтение художественной литературы
Чтение потешек «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки – ладушки»
Цель: создавать благоприятную эмоциональную обстановку в группе, учить заботиться друг о дружке «Солнышко» - Е. Благинина;
Чтение и обсуждение стихов, отгадывание загадок
Сказки : «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят».
Цель: обратить внимание детей на то, как мама Коза заботится о своих козлятах, а козлята стараются ее слушаться.
«А что у вас» С. Михалков, «Вот дедушка» - Ф. Фребеля, «Бабушкины руки» - Л. Квитко; Д. Габе «Моя семья», К. Ушинский «Петушок с семьёй», А. Барто «Посидим в тишине», «Разговор с дочкой», «Сказка об умном мышонке» С. Маршак
Цель: Развивать долговременную память, мышление, речь детей,
учить внимательно, слушать произведения
Игровая деятельность
Дидактические игры и упражнения «Семья»,
«Большие и маленькие», «Собери семью»,
«Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда»,
«Мой дом», «Кому, что нужно для работы?»,
«Хорошо или плохо?»,
«Встречаем гостей», «Можно – нельзя»,
«Накормим куклу», «Уложим куклу спать»,
«Кукла заболела», «На чём люди ездят?».
Цель: Способствовать развитию речи как средство общения.
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении.
Развивать понимание речи и активизировать словарь. Помогать детям,
доброжелательно общаться друг с другом. Обогащать словарь детей
существительными, обозначающими название игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей.
Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель»
Сюжетно - ролевые игры «Семья», «Дочки - матери», «Детский сад», «Поездка в магазин, зоопарк», «Больница», «Пешеходы», «В театр».
Моделирование ситуаций.
Цель: Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Создавать соответствующую среду для успешного осуществления в самостоятельной деятельности детей. Помогать, детям объединяться для игры в группы. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли. Формировать умения детей играть в дружно, формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для семьи. Знакомить с правилами доброжелательного отношения.
Игры с конструктором ; пазлы; кубики - картинки; строитель.
Цель: Развивать речь, логическое мышление, умение, выполнять постепенно усложняющие правила
Д/и «Двухэтажный домик для мамы»
Цель: Учить детей сооружать постройки по собственному замыслу, формировать умение обыгрывать постройки, объединять их по сюжету
Труд
Коллективный труд в группе и на участке «Мы помощники». «День добрых дел».
Цель: Обучать детей соблюдать порядок в уголках. Приучать к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту. Обучать детей правильному порядку одевания, умение складывать в определенном порядке снятую одежду после прогулки. Приучать к опрятности, привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий, самостоятельности.
Оформления участка с родителями.
Знакомство с трудом взрослых
Работа с родителями
Консультации и ширмы для родителей : «Можно ли обойтись без наказания?», «Роль отца в воспитании ребенка», «Роль отца в патриотическом воспитании», пальчиковые игры на тему «Человек. Семья».
Выставки : «Пасхальный сувенир»,
«Вечный огонь». :
Вот такая нарядная елка украшала нашу группу: в шарах фотографии всех детей группы и педагогов.
Выставки : «Моя мама-рукодельница»
4. Фотовыставка: «Моя семья»
5. Выставка детских рисунков: «Милая мамочка моя».
Совместное изготовление детей с родителями атрибутов для сюжетно - ролевых игр: «Семья», «Больница», «Магазин», «Столовая»
Совместное изготовление детей с родителями «Уголка Дежурства»
Составление родословной семьи
Совместное изготовление детей с родителями Уголка
«Достопримечательности города Ярославль»
В этом уголке представлены семейные фотографии детей и родителей которые сделаны при посещении Зоопарка, Планетария, Театра кукол, Дельфинария, Аквапарка, Цирка и т.д.
III этап – Заключительный:
1. Обработка результатов по реализации проекта.
2. Презентация проекта «Моя семья».
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи, родители стали активней участвовать в мероприятиях проходимых в детском саду. Пробуждение чувства причастности к своей семье, любви к своим родственникам проводилось с детьми младшего возраста на основе наглядности - оформление портретных галерей, фотогазет, а также на основе живого общения с родителями и старшим поколением семьи на совместных праздниках. В результате творческой работы самых активных семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. Появились новые игры для самостоятельной деятельности детей.
На наш взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Список литературы :
1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
5. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет».
6. Шорыгина «Беседы об этикете»
7. Барто А. Стихи детям: литературно – художественное издание. – М.: ТД «Эксмо», 2012. – 144с. 8. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с. – (Библиотека Воспитателя).
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2007. – 144с., 24л. вкл.
10. Семейные и родительские клубы в детском саду. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).
11. Интернет – ресурсы
«Я и моя семья»
Проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей