Презентация "Речь" Материал для студентов дошкольного обучения
Презентация "Речь" Материал для студентов дошкольного обучения
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Речь" Материал для студентов дошкольного обучения»
Речь. Её виды. Клинические формы речевых расстройств
Исполнитель:
преподаватель специальных дисциплин
Цыпышева Е.В. ,
Озерск 2016
Речь представляет собой сложную психическую деятельность. Рассматривая речь как процесс общения людей и как механизм мыслительной деятельности психологи выделяют две неразрывно связанные функции речи — общения (коммуникативная функция) и мышления (речемыслительная функция).
Принято дифференцировать речь на несколько видов:
Устную (вербальное (словесное) общение пр и помощи языковых средств, воспринимаемых на слух)
Письменную ( вербальное (словесное) обще ние при помощи письменных текстов)
Внутреннюю ( это различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации)
Эгоцентрическую ( речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность)
Дактильную и жестовую ( используют в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи )
Расстройства речи— распад уже сложившейся речи (у взрослых) или нарушение ее нормального развития у детей, вызванные различными заболеваниями.
Классификации речевых расстройств:
1) фонетическое нарушение речи(ФНР) — нарушение произношения отдельных звуков;
2) фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР), где ; наряду с нарушением фонетической стороны имеется и недоразвитие фонематических процессов;
3) общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III и IV уровней), при котором нарушены все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика).
Функционирование речевого аппарата
Клинико-педагогическая классификация
Клинические формы нарушений речи :
Нарушения речи периферического характера.
Дислалия- расстройство речи, проявляющееся в нарушении произношения звуков.
Дисфония- расстройство (или отсутствие) фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата .
Ринофония -нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи.
Ринолалия -нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.
2. Нарушения речи центрального характера. Дизартрия- нарушение звуковой системы языка.Алалия- отсутствие или недоразвитие у детей речи при нормальном слухе и достаточном уровне интеллекта.Афазия- системные нарушения речи, вызванные локальными поражениями коры левого полушария (у правшей).Дислексия- нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга, выражается в замедленном, часто угадывающем характере чтения.Дисграфия- нарушение письма, при котором наблюдается характерная замена букв .Заикание- нарушение темпо-ритмической организации речи.Брадилалия- патологическое замедление темпа речи.Тахилалия- патологическое ускорение темпа речи.В качестве вариантов или самостоятельных расстройств выделяют также баттаризм,парафразию, — где к ускорению добавляетсяаграмматизм, и полтерн, или клаттеринг, — с добавлением«проглатываний» окончаний, сбоев плавности.
Использованная литература: 1. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений 2. Бадалян Л.О. Невропатология 3.Правдина О.В. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов пед.институтов 4.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии