Презентация "Об искусстве как средстве формирования художественно – эстетической культуры"
Презентация "Об искусстве как средстве формирования художественно – эстетической культуры"
Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности ребенка. Художественная культура формируется в процессе познания искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Об искусстве как средстве формирования художественно – эстетической культуры"»
Консультация для педагоговпо образовательной области«Художественно – эстетическое развитие»«Об искусстве как средстве формирования художественно – эстетической культуры»
Подготовила педагог дополнительного образования по изодеятельности Малюточкина Н.П.
2016 г
Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности ребенка. Художественная культура формируется в процессе познания искусства.Детям доступны многие его виды искусства: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Каждый вид искусства своеобразно отражает жизнь и оказывает свое особое влияние на ум и чувства ребенка .
С первых лет жизни детей сопровождает устное народное творчество, детская литература. Особое место в их жизни занимают сказки. Высокую оценку дал им А. С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки... каждая из них есть - поэма». Не все можно выразить словами. Есть такие оттенки чувств, которые глубже и полнее всего могут быть выражены в музыке. П. И. Чайковский писал: «Там, где бессильны слова, во всеоружии своем является более красноречивый язык — музыка». Музыка обостряет эмоциональную отзывчивость. Она необходима ребенку. «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» — в этом был убежден В. А. Сухомлинский.
Ограниченный опыт и возможности маленького ребенка не позволяют ему самостоятельно постигнуть сложнейшую сферу человеческой культуры. Для этого ребенку необходим взрослый, который сможет помочь ему, организуя учебно - воспитательный процесс так, чтобы помочь проникновению детей в мир отношений, переживаний героев произведений изобразительного искусства и вызывая в них чувство сопричастности, что способствует эстетическому развитию, формированию культуры чувств.
Не менее важным направлением в формировании художественной культуры детей является развитие художественно-творческой деятельности. В процессе занятий по изобразительной деятельности дети приобретают определенные изобразительные умения и навыки, которые являются основой для их творческой деятельности. Но сформировать только технические навыки рисования или лепки недостаточно. Даже при хорошем овладении ребенок остается на уровне мастерства, а не творчества.Следующая неотъемлемая часть в формировании художественной культуры является приобщение дошкольников к миру искусства.
Это обусловлено многими факторами, в том числе и тем, что одной из граней окружающего нас мира является Культура, концентрирующая идеи и чувства людей разных исторических эпох, отражающая и оценивающая их представления о Красоте, Добре, Истине. Искусству как компоненту Культуры всегда отводилось одно из центральных мест в системе общечеловеческих ценностей. Для современных мыслителей понимание Культуры - это целостный взгляд на мир. А искусство - это подсистема Культуры как предметного существования художественно-творческой деятельности, раскрывающей «тайну» Культуры, модель мира и человека в нем. Эти мысли представляют несомненный интерес, так как помогают определить возможности искусства для становления художественной культуры ребенка, осмыслить его роль в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Искусство обладает уникальной способностью возбуждать творческое воображение, фантазию, инициативу, сотворчество. Поэтому, слушая музыку или рассказ, рассматривая картину или скульптуру, ребенок оживляет их образы, устанавливает целую цепь событий, связей отношений, эмоционально откликается на доступные его пониманию явления окружающей жизни, выражая чувство радости или печали. Также искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную, образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение радость, формирует чувство прекрасного.
В первую очередь необходимо добиться того, чтобы дети поняли, что в любом произведении искусства не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение. Но показать эту важнейшую особенность искусства можно только на произведениях со специальным содержанием.Детей старшего возраста можно уже познакомить с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт) и помочь им понять, как художники, используя средства выразительности, передают в художественной поэтической форме свое восприятие мира, свое понимание его. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.
Язык различных видов искусства
ЖИВОПИСЬ – это цвет
-колорит
АРХИТЕКТУРА - это геометрический объем
-материал
-композиция
-планировка
-перспектива
-светотень
-соотношение частей
-пятно
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО - материал
-цвет
-условность и т.д.
ГРАФИКА - линия
-пятно
-тон и т.д.
МУЗЫКА - мелодия
-лад
-ритм
-тембр
-тон
-регистр
-гармония
-темп и т.д.
СКУЛЬПТУРА - осязаемый
-реальный объем
-силуэт
-характер лепки
-свет и т.д.
ЛИТЕРАТУРА – слово
ТЕАТР - декорация
КИНО - свет
-кадр
-сцена
-действие
-план
-монтаж
-актер
- актер и т.д.
-режиссура и т.д.
Произведения народного и прикладного искусства служат исключительно подходящими объектами для эстетического воспитания детей в семье. Первыми подлинными произведениями искусства, с которыми знакомятся дети, являются их игрушки.Задача игрушки - дать детям в руки часть познаваемого им мира, развеселить, научить чему-то и воздействовать на его еще неосознанное эстетическое чувство. Русская народная игрушка яркая и самобытная, тесно связана с народным искусством, она не потеряла своей привлекательности для детей и до наших дней. Отличительная особенность народных игрушек – выразительность образа, его условность и обобщенность, большая динамичность и декоративность. Вместе с тем игрушки, создаваемые в разных местах, своеобразны по содержанию, материалу, художественному стилю.
Филимоновская игрушка.Своеобразна ее пластика, примитивность скульптурной формы легко уживается с особой выразительностью и изяществом
Дымковская игрушка.Фигурки, вылепленные из глины и ярко раскрашенные. Истоки возникновения дымковских барыни, коней, свистулек, водоноски уходят своими корнями далеко в историю.
Гжельские изделиявсегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни.
Богородскиеигрушкивырезаны из дерева, не раскрашены, лишь покрыты иногда морилкой или лаком. Отличительная особенность – это игрушки «с движением».
В городе Каргополесохранилсясамобытный традиционный промысел изготовления глиняной игрушки.
Характерная особенностьГородецкого промысла– исполнение рисунка на естественном фоне дерева; яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.
Перваяматрешкав России появилась в конце 19 века. Сергиев Посад, Село Бабенка, деревня Мериново – места изготовления русской матрешки.
Детей необходимо познакомить с предметами народного и декоративно-прикладного искусства.В первую очередь к ним относятся работы народных мастеров своего города, области, а также городецкая, хохломская, мезенская, Урало – сибирская, жостовская и другие росписи. Необходимо показать детям красоту народных узоров, их ритмичность, чередование элементов, цветовых пятен, обратите внимание на своеобразие колорита каждого вида, геометрические и обобщенные образы растительного мира (цветы, ягоды, травка и пр.).
Иллюстрации в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Они вызывают у детей эмоциональный отклик, помогают понять содержание сказки, песенки, лучше представить внешность героя. Но не все иллюстрации в детских книгах целесообразно использовать для формирования художественной культуры дошкольников. Ребенок с первого взгляда должен понимать картинку. Но при всей своей простоте иллюстрация должна заключать в себе множество подробностей (не в ущерб ясности изложения), только в этом случае ее интересно рассматривать. Иллюстрации должны быть выразительными. Благодаря выразительности изображения ребенок воспринимает настроение героев, разделяет их чувства.Для работы с детьми необходимо использовать следующие иллюстрации:Васнецов Ю. «Мыши», «Кисонька», «Конь», «Коза-хлопота», « Петушок», «Пошел котик на торжок», «Котинька-коток», «Гуси».Конашевич В. «Муха-цокотуха», «Тараканище» и др.Рачев Е. «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц» и др.
Таким образом, поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.Художественно-эстетическое воспитание в детском саду начинается с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: игровые зоны, столы, пособия – должно воспитывать своей чистотой, привлекательностью и аккуратностью.Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.