Просмотр содержимого документа
«Презентация " Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе"»
КГКП Я\С№8 «Теремок»
г.Экибастуз
«Развитие речи дошкольников через приобщение детей к художественной литературе»
Комок Марина Михайловна
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Дидро
«Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»
В.А.Сухомлинский
«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»
В.Г.Белинский
Цели:
1. развитие интереса к художественной литературе;
2. формирование литературного вкуса;
3. воспитание будущего читателя.
Задачи:
1. познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками); с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;
2. обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь;
3. способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения);
4. воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.
Актуальность:
Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:
заметное снижение интереса к чтению
резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;
Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.
Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста; когда ребенок еще только слушатель. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, у ребенка развивается воображение, образное мышление, речь, умение и навыки восприятия речевого сообщества, формируется нравственная и культурная основа личности.
Литературоведческие Наличие всех видов литературы: проза,
поэзия, драма, всех видов искусства:
фольклор, худ. литература, разнообразие
жанров ( сказки, заклички, приговорки,
стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.)
Историко-литературные Наличие произведений русской литерату
ры и литературы народов мира, темати-
ческое разнообразие (природа, дружба,
животный мир, семья, детство, война,
долг, честь, человек и техногенный мир),
учет сезона.
Использование межпредметных связей в воспитании дошкольника-читателя
Чтение художественной литературы:
- Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство)
-Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности).
-Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения.
-Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг.
-Формирование математических представлений (интегрированные занятия).
-Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики).
Музыка.
Методы работы по приобщению детей к чтению книг.
Словесные:
Чтение художественных произведений;
Беседы по прочитанному;
Вопросы к детям по содержанию произведений;
Заучивание наизусть;
Пересказ произведений;
Выразительное чтение.
Практические:
игры-драматизации;
Дидактические игры;
Элементы инсценирования;
Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
Театрализованная деятельность.
Наглядные:
Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
Просмотр видеороликов, фильмов;
Оформление выставок;
Моделирование, схемы;
Использование разных видов театра.
Формы работы
по приобщению детей
к чтению книг
Занятия
Культурно-досуговая
деятельность
(праздники,
развлечения)
Свободная от занятия
деятельность
(труд, игра, кружковая
Работа)
ОУД
Виды ОУД
Задачи
Занятия по ознакомлению с художественной литературой (чтение, заучивание)
Научить детей понимать литературные произведения (содержание, элементы художественной выразительности), обсуждать его (мотивы поступков героев)
Занятия по ознакомлению с биографиями поэтов и писателей, с творческой историей создания литературного произведения.
Помочь детям глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть детали текста.
Занятия по ознакомлению с историей возникновения бумаги, письменности, книги
Расширить представления об окружающем, воспитать бережное отношение к книге.
Приемы работы в работе с литературными текстами.
Выделение основной идеи произведения;
Определение характера героев;
Узнавание произведения по отрывку;
Разыгрывание фрагментов;
Разыгрывание текста по ролям;
Подбор пословиц, поговорок, картинок к тексту;
Отгадывание загадок.
Рассматривание иллюстраций.
Анализ литературного текста учит детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следить за мыслью автора, выявить степень и правильность понимания детьми услышанного, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы.
При работе над текстом педагог учит детей тому, как надо поступить, воспитывает в них положительные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывание.
Анализ художественного текста
Задачи
Научить детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора, постигать ее.
Помочь выявить степень и правильность понимания детьми услышанного.
Скорректировать их восприятие.
Ответить на детские вопросы.
Сформировать положительные нравственные качества, умения выражать свои мысли.
Приемы работы
Выразительное чтение
Вопросы:
позволяющие узнать каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героя;
направленные на выяснения смысла произведения;
обращающие внимание на оценку поступков героев;
обращающие внимание на языковые средства выразительности;
побуждающие к обобщениям и выводам.
3. Иллюстрации после чтения
Формы проведения литературных конкурсов
Интеллектуальные игры (КВН, викторины, турниры).
Конкурсы чтецов и рассказчиков.
Конкурсы книг – самоделок.
Цель литературных конкурсов:
Развитие речевой активности;
Совершенствование выразительности речи (интонации, темпа, ритма);
Формирование артистических способностей, воображения, умения мысленно представлять события и героев литературных произведений;
Формирование положительного образа я.
Темы литературных конкурсов:
О людях;
Фольклор;
О временах года;
О природе;
О животных;
На нравственные темы;
Авторские (по одному художественному произведению, по творчеству одного автора, по произведениям разных авторов).
Методы и приемы, используемые во время проведения литературных конкурсов
Отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок;
Драматизация;
Игровые задания;
Настольно-печатные игры;
Исполнение литературных произведений;
Иллюстрации, игрушки, картинки
Книгоиздательство;
Деятельность по приобщению детей к чтению книг в свободное от занятий время
Оформление макетов;
Оформление тематических выставок;
Организация «книжной больницы»;
Проведение недели детской книги;
Экскурсия в библиотеку СОШ №12;
Создание библиотеки в группе;
Сотрудничество с детской городской библиотекой.
Библиотека ДОУ «Страна Читания»
Цель библиотеки: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие воспитанников, подготовка детей к жизни в современном обществе.
Воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой.
Организация содержательного досуга детей.
Обеспечить воспитанникам доступа к культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами на различных носителях (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио-и видео кассет), цифровом (СД-дисков).
Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.
Организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями;
Организация выставок, мероприятий, направленных на развитие общей и читательской культуры личности.
Организация деятельности библиотеки:
1. Библиотечным фондом могут пользоваться педагоги и воспитанники всех возрастных групп в соответствии с учебным и воспитательным планом дошкольного учреждения.
Сотрудничество с детской городской библиотекой
Формы работы:
Экскурсии по ознакомлению с работой библиотеки, с книжным фондом.
Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий, громкие чтения.
Цель: установить связь между ДОУ и городской детской библиотекой по приобщению детей к чтению книг.
Задачи:
познакомить детей с культурными ценностями, с библиотечным фондом;
Вызвать желание записаться и посещать библиотеку совместно с родителями, принимать участие в различных совместных мероприятиях, организованны работниками библиотеки.
Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг.
Формы работы.
Просветительская Консультативная Информационная
- родительские собрания -групповые и индиви- - устная и письме-
дуальные консультации нная информация
-родительские лектории - привлечение родителей - газета
для решения вопросов
общих для семьи и ДОУ
выставка книг
дискуссии
семинары-практикумы
конкурсы
Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи.
Задачи: 1.заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге
2. привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в ДОУ (праздниках, конкурсах, выставках, проектах).
3.способствовать восстановлению традиций семейного совместного чтения с детьми.
Выводы:
Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:
Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Книжный уголок
Книжкина больница
Тематическая выставка
Интелектуальный марафон «Дружим с книгой!»
Семинар-практикум для родителей
Семинар для воспитателей «Критерии подбора художественных произведений для чтения детям»