kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация " Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ракрываются поставленные цели изадачи,оформление книжного уголка в группе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация " Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе"»

КГКП Я\С№8 «Теремок» г.Экибастуз «Развитие речи дошкольников через приобщение детей к художественной литературе» Комок Марина Михайловна

КГКП Я\С№8 «Теремок»

г.Экибастуз

«Развитие речи дошкольников через приобщение детей к художественной литературе»

Комок Марина Михайловна

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»  Дидро  «Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»  В.А.Сухомлинский  «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»  В.Г.Белинский

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

Дидро

«Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека»

В.А.Сухомлинский

«Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»

В.Г.Белинский

Цели:  1. развитие интереса к художественной литературе;  2. формирование литературного вкуса;  3. воспитание будущего читателя.  Задачи:  1. познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками); с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;  2. обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь;  3. способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения);  4. воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Цели:

1. развитие интереса к художественной литературе;

2. формирование литературного вкуса;

3. воспитание будущего читателя.

Задачи:

1. познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами), произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками); с поэтами, писателями, художниками – иллюстраторами;

2. обогатить лексику, помочь сформировать грамотную речь;

3. способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слуха, памяти, внимания, воображения);

4. воспитывать потребность общения с книгой, культуру чтения, бережное отношение к книге.

Актуальность:  Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции: заметное снижение интереса к чтению резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;   Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.  Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста; когда ребенок еще только слушатель. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, у ребенка развивается воображение, образное мышление, речь, умение и навыки восприятия речевого сообщества, формируется нравственная и культурная основа личности.

Актуальность:

Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:

  • заметное снижение интереса к чтению
  • резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео-и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни;

Неумение читать, непонимание смысла текста затрудняют обмен информацией, влияют на качество образования, делают человека уязвимым в общении, в в аргументации сказанного. Почти невозможной становится межкультурная коммуникация, ослабляются поколенческие связи.

Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста; когда ребенок еще только слушатель. В процессе общения с книгой ребенок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и главное, учится думать, анализировать, у ребенка развивается воображение, образное мышление, речь, умение и навыки восприятия речевого сообщества, формируется нравственная и культурная основа личности.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносит до них педагог. Чтение – разглядывание является одним из любимых занятий дошкольников.  «Книга – наш верный друг  Это знают все вокруг  Книга, сказку расскажи  И картинки покажи».

Дети дошкольного возраста – слушатели,

а не читатели.

Художественное произведение доносит

до них педагог.

Чтение – разглядывание является одним

из любимых занятий дошкольников.

«Книга – наш верный друг

Это знают все вокруг

Книга, сказку расскажи

И картинки покажи».

Принципы формирования круга детского чтения Психологические Учет возрастных особенностей,  особенностей восприятия художествен-  ного произведения. Педагогические Воспитательная ценность, доступность,  наглядность, занимательность, динамич-  ность сюжета. Литературоведческие Наличие всех видов литературы: проза,  поэзия, драма, всех видов искусства:  фольклор, худ. литература, разнообразие  жанров ( сказки, заклички, приговорки,  стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.) Историко-литературные Наличие произведений русской литерату  ры и литературы народов мира, темати-  ческое разнообразие (природа, дружба,  животный мир, семья, детство, война,  долг, честь, человек и техногенный мир),  учет сезона.

Принципы формирования круга детского чтения

Психологические Учет возрастных особенностей,

особенностей восприятия художествен-

ного произведения.

Педагогические Воспитательная ценность, доступность,

наглядность, занимательность, динамич-

ность сюжета.

Литературоведческие Наличие всех видов литературы: проза,

поэзия, драма, всех видов искусства:

фольклор, худ. литература, разнообразие

жанров ( сказки, заклички, приговорки,

стихи, рассказы, энциклопедии и т.д.)

Историко-литературные Наличие произведений русской литерату

ры и литературы народов мира, темати-

ческое разнообразие (природа, дружба,

животный мир, семья, детство, война,

долг, честь, человек и техногенный мир),

учет сезона.

Использование межпредметных связей в воспитании дошкольника-читателя Чтение художественной литературы: - Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство) -Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности). -Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения. -Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг. -Формирование математических представлений (интегрированные занятия). -Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики).

Использование межпредметных связей в воспитании дошкольника-читателя

Чтение художественной литературы:

- Коммуникация (пересказ литературных произведений, сочинительство)

-Познание (ознакомление с библиотекой, с историей возникновения книги, бумаги, письменности).

-Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация) по мотивам произведения.

-Труд (ремонт книг, изготовление книжек – самоделок, изготовление закладок для книг.

-Формирование математических представлений (интегрированные занятия).

-Социализация (театрализованная деятельность, игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Театр»), дидактические игры, настольно-печатные игры (лото, кубики).

  • Музыка.
Методы работы по приобщению детей к чтению книг.    Словесные: Чтение художественных произведений; Беседы по прочитанному; Вопросы к детям по содержанию произведений; Заучивание наизусть; Пересказ произведений; Выразительное чтение.  Практические: игры-драматизации; Дидактические игры; Элементы инсценирования; Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации); Театрализованная деятельность.  Наглядные:

Методы работы по приобщению детей к чтению книг.

Словесные:

  • Чтение художественных произведений;
  • Беседы по прочитанному;
  • Вопросы к детям по содержанию произведений;
  • Заучивание наизусть;
  • Пересказ произведений;
  • Выразительное чтение.

Практические:

  • игры-драматизации;
  • Дидактические игры;
  • Элементы инсценирования;
  • Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);

Театрализованная деятельность.

Наглядные:

  • Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
  • Просмотр видеороликов, фильмов;
  • Оформление выставок;
  • Моделирование, схемы;
  • Использование разных видов театра.
Формы работы по приобщению детей к чтению книг Занятия Культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения) Свободная от занятия деятельность (труд, игра, кружковая Работа)

Формы работы

по приобщению детей

к чтению книг

Занятия

Культурно-досуговая

деятельность

(праздники,

развлечения)

Свободная от занятия

деятельность

(труд, игра, кружковая

Работа)

ОУД Виды ОУД Задачи Занятия по ознакомлению с художественной литературой (чтение, заучивание) Научить детей понимать литературные произведения (содержание, элементы художественной выразительности), обсуждать его (мотивы поступков героев) Занятия по ознакомлению с биографиями поэтов и писателей, с творческой историей создания литературного произведения. Помочь детям глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть детали текста. Занятия по ознакомлению с историей возникновения бумаги, письменности, книги Расширить представления об окружающем, воспитать бережное отношение к книге.

ОУД

Виды ОУД

Задачи

Занятия по ознакомлению с художественной литературой (чтение, заучивание)

Научить детей понимать литературные произведения (содержание, элементы художественной выразительности), обсуждать его (мотивы поступков героев)

Занятия по ознакомлению с биографиями поэтов и писателей, с творческой историей создания литературного произведения.

Помочь детям глубже понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть детали текста.

Занятия по ознакомлению с историей возникновения бумаги, письменности, книги

Расширить представления об окружающем, воспитать бережное отношение к книге.

Приемы работы в работе с литературными текстами. Выделение основной идеи произведения; Определение характера героев; Узнавание произведения по отрывку; Разыгрывание фрагментов; Разыгрывание текста по ролям; Подбор пословиц, поговорок, картинок к тексту; Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций.   Анализ литературного текста учит детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следить за мыслью автора, выявить степень и правильность понимания детьми услышанного, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы.  При работе над текстом педагог учит детей тому, как надо поступить, воспитывает в них положительные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывание.

Приемы работы в работе с литературными текстами.

  • Выделение основной идеи произведения;
  • Определение характера героев;
  • Узнавание произведения по отрывку;
  • Разыгрывание фрагментов;
  • Разыгрывание текста по ролям;
  • Подбор пословиц, поговорок, картинок к тексту;
  • Отгадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.

Анализ литературного текста учит детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следить за мыслью автора, выявить степень и правильность понимания детьми услышанного, скорректировать их восприятие, ответить на детские вопросы.

При работе над текстом педагог учит детей тому, как надо поступить, воспитывает в них положительные качества, учит правильно выражать свои мысли, оформлять высказывание.

Анализ художественного текста Задачи Научить детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора, постигать ее. Помочь выявить степень и правильность понимания детьми услышанного. Скорректировать их восприятие. Ответить на детские вопросы. Сформировать положительные нравственные качества, умения выражать свои мысли.  Приемы работы Выразительное чтение Вопросы: позволяющие узнать каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героя; направленные на выяснения смысла произведения; обращающие внимание на оценку поступков героев; обращающие внимание на языковые средства выразительности; побуждающие к обобщениям и выводам. 3. Иллюстрации после чтения

Анализ художественного текста

Задачи

  • Научить детей вдумываться, вглядываться в текст, видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора, постигать ее.
  • Помочь выявить степень и правильность понимания детьми услышанного.
  • Скорректировать их восприятие.
  • Ответить на детские вопросы.
  • Сформировать положительные нравственные качества, умения выражать свои мысли.

Приемы работы

  • Выразительное чтение
  • Вопросы:
  • позволяющие узнать каково эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героя;
  • направленные на выяснения смысла произведения;
  • обращающие внимание на оценку поступков героев;
  • обращающие внимание на языковые средства выразительности;
  • побуждающие к обобщениям и выводам.

3. Иллюстрации после чтения

Формы проведения литературных конкурсов Интеллектуальные игры (КВН, викторины, турниры). Конкурсы чтецов и рассказчиков. Конкурсы книг – самоделок.   Цель литературных конкурсов:

Формы проведения литературных конкурсов

  • Интеллектуальные игры (КВН, викторины, турниры).
  • Конкурсы чтецов и рассказчиков.
  • Конкурсы книг – самоделок.

Цель литературных конкурсов:

  • Развитие речевой активности;
  • Совершенствование выразительности речи (интонации, темпа, ритма);
  • Формирование артистических способностей, воображения, умения мысленно представлять события и героев литературных произведений;
  • Формирование положительного образа я.
Темы литературных конкурсов: О людях; Фольклор; О временах года; О природе; О животных; На нравственные темы; Авторские (по одному художественному произведению, по творчеству одного автора, по произведениям разных авторов).  Методы и приемы, используемые во время проведения литературных конкурсов

Темы литературных конкурсов:

  • О людях;
  • Фольклор;
  • О временах года;
  • О природе;
  • О животных;
  • На нравственные темы;
  • Авторские (по одному художественному произведению, по творчеству одного автора, по произведениям разных авторов).

Методы и приемы, используемые во время проведения литературных конкурсов

  • Отгадывание кроссвордов, ребусов, загадок;
  • Драматизация;
  • Игровые задания;
  • Настольно-печатные игры;
  • Исполнение литературных произведений;
  • Иллюстрации, игрушки, картинки
  • Книгоиздательство;
Деятельность по приобщению детей к чтению книг в свободное от занятий время

Деятельность по приобщению детей к чтению книг в свободное от занятий время

  • Оформление макетов;
  • Оформление тематических выставок;
  • Организация «книжной больницы»;
  • Проведение недели детской книги;
  • Экскурсия в библиотеку СОШ №12;
  • Создание библиотеки в группе;
  • Сотрудничество с детской городской библиотекой.
Библиотека ДОУ «Страна Читания» Цель библиотеки: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие воспитанников, подготовка детей к жизни в современном обществе. Задачи библиотеки:

Библиотека ДОУ «Страна Читания»

Цель библиотеки: формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие воспитанников, подготовка детей к жизни в современном обществе.

Задачи библиотеки:

  • Воспитать культуру чтения.
  • Формировать первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями (абонемент, читальный зал, библиотекарь, формуляр, разделы книг).
  • Воспитать у дошкольников потребность в общении с книгой.
  • Организация содержательного досуга детей.
  • Обеспечить воспитанникам доступа к культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационными ресурсами на различных носителях (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио-и видео кассет), цифровом (СД-дисков).
  • Пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности.
Функции библиотеки: Библиотечно-информационное обслуживание воспитанников; Предоставление литературы; Организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями; Организация выставок, мероприятий, направленных на развитие общей и читательской культуры личности.  Организация деятельности библиотеки:  1. Библиотечным фондом могут пользоваться педагоги и воспитанники всех возрастных групп в соответствии с учебным и воспитательным планом дошкольного учреждения.

Функции библиотеки:

  • Библиотечно-информационное обслуживание воспитанников;
  • Предоставление литературы;
  • Организация обучения первоначальным навыкам пользования библиотечным фондом, знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями;
  • Организация выставок, мероприятий, направленных на развитие общей и читательской культуры личности.

Организация деятельности библиотеки:

1. Библиотечным фондом могут пользоваться педагоги и воспитанники всех возрастных групп в соответствии с учебным и воспитательным планом дошкольного учреждения.

Сотрудничество с детской городской библиотекой Формы работы: Экскурсии по ознакомлению с работой библиотеки, с книжным фондом. Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий, громкие чтения. Цель: установить связь между ДОУ и городской детской библиотекой по приобщению детей к чтению книг. Задачи:

Сотрудничество с детской городской библиотекой

Формы работы:

  • Экскурсии по ознакомлению с работой библиотеки, с книжным фондом.
  • Совместное проведение праздников, викторин, интеллектуальных игр, занятий, громкие чтения.

Цель: установить связь между ДОУ и городской детской библиотекой по приобщению детей к чтению книг.

Задачи:

  • познакомить детей с культурными ценностями, с библиотечным фондом;
  • Вызвать желание записаться и посещать библиотеку совместно с родителями, принимать участие в различных совместных мероприятиях, организованны работниками библиотеки.
Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг. Формы работы. Просветительская Консультативная Информационная - родительские собрания  -групповые и индиви- - устная и письме-  дуальные консультации нная информация -родительские лектории - привлечение родителей - газета  для решения вопросов  общих для семьи и ДОУ выставка книг дискуссии семинары-практикумы конкурсы  Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи. Задачи: 1.заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге 2. привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в ДОУ (праздниках, конкурсах, выставках, проектах). 3.способствовать восстановлению традиций семейного совместного чтения с детьми.

Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению книг.

Формы работы.

Просветительская Консультативная Информационная

- родительские собрания -групповые и индиви- - устная и письме-

дуальные консультации нная информация

-родительские лектории - привлечение родителей - газета

для решения вопросов

общих для семьи и ДОУ

  • выставка книг
  • дискуссии
  • семинары-практикумы
  • конкурсы

Цель: оказание консультативной, информационной и просветительской помощи.

Задачи: 1.заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге

2. привлечь к помощи в проведении разнообразных мероприятий в ДОУ (праздниках, конкурсах, выставках, проектах).

3.способствовать восстановлению традиций семейного совместного чтения с детьми.

Выводы:  Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

Выводы:

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

  • Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;
  • Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;
  • Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.
Книжный уголок

Книжный уголок

Книжкина больница

Книжкина больница

Тематическая выставка

Тематическая выставка

Интелектуальный марафон «Дружим с книгой!»

Интелектуальный марафон «Дружим с книгой!»

Семинар-практикум для родителей

Семинар-практикум для родителей

Семинар для воспитателей  «Критерии подбора художественных произведений для чтения детям»

Семинар для воспитателей «Критерии подбора художественных произведений для чтения детям»

Связь с библиотекой  «Громкие чтения»

Связь с библиотекой «Громкие чтения»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Презентация " Развитие речи дошкольников через приобщение к художественной литературе"

Автор: Комок Марина Михайловна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 418010

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Презентация. Путишествие в мир Корнея Чуковского "
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia-putishiestviie-v-mir-kornieia-chukovskogho"
    ["file_id"] => string(6) "141020"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418049980"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Познавательный проект "Мы играем""
    ["seo_title"] => string(30) "poznavatelnyi_proekt_my_igraem"
    ["file_id"] => string(6) "526338"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573330953"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Познавательный проект "Мы играем""
    ["seo_title"] => string(32) "poznavatelnyi_proekt_my_igraem_1"
    ["file_id"] => string(6) "526341"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573331266"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Проект по физической культуре "Мы-будущие олимпийцы""
    ["seo_title"] => string(52) "proiektpofizichieskoikulturiemybudushchiieolimpiitsy"
    ["file_id"] => string(6) "285930"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454258592"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "ИЗ ОПЫТА СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ С БИБЛИОТЕКОЙ  ИМ.  Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО "В  ДЕЛЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ" "
    ["seo_title"] => string(136) "iz-opyta-sovmiestnoi-raboty-s-bibliotiekoi-im-r-rozhdiestvienskogo-v-dielie-vozrozhdieniia-traditsii-dukhovno-nravstviennogo-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "223994"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438307786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства