Просмотр содержимого документа
«Презентация для педагогов "Игрушка как средство социализации детей дошкольного возраста"»
Игрушкакак средство социализации ребенка дошкольного возраста
Спицина Наталья Сергеевна
Воспитатель МДОАУ №59
г.Оренбург
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет.
Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
Младший дошкольный возраст
В младшем дошкольном возрасте, когда ребенок отражает только отдельные действия взрослых, приобретают куклы, игрушечные мебель, посуду, заводные игрушки, автомобили (легковые и грузовые), игрушки для игры на свежем воздухе (совок, лопатка, ведро), мягкие игрушки, изображающие различных животных.
Средний и старшийдошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте ребенок в игре начинает отражать отношения между людьми. Этот же процесс продолжается и в старшем дошкольном возрасте, но акцент смещается на строгое выполнение правил, вытекающим из взятой на себя роли, каждым участником игры.
Предметы - заместители
Развитию игровой деятельности дошкольника способствует освоение знаковой функции сознания, которая состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого.
К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т.п.
Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
Возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями, так как последние часто стремятся к покупке как можно большего количества готовых игрушек, не подозревая о том, что они тем самым наносят вред умственному развитию ребенка.
? ? ?
Общество – игрушка – ребенок, где игрушка является своеобразным связующим звеном между ними, помогая ребенку войти во взрослую жизнь.
формирование социального опыта ребенка и качественная характеристика этого опыта зависят не только от оказавшихся в его распоряжении игрушек, но и от способности взрослых направлять его игровую деятельность, усиливая ее воспитательный эффект.
Современные игрушки - социальный опыт?
?
За последние годы изменился образ и кукол-героев современных мультфильмов - какую нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов?
?
Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами и чудовищами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»?
Критерии выбора игрушки:1.возраст
2.Жизненный опыт
3. Половая принадлежность
4.Уровень физического развития
5. Полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка на агрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность для жизни ребенка.
Игрушка - важное средство психического развития и неотъемлемый элемент процесса социализации ребенка. Выбирая игрушку стоит задать себе следующие вопросы: - какие качества я хочу воспитать в ребенке? - не навредит ли эта игрушка психике и здоровью ребенка?
Источники информации:
1. Онощенко С.В. РЕФЕРАТ: « Современная игрушка как средство социализацииребенка дошкольного возраста» Студентка 4 курса Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина
2. Алексютина Н., Бондарев М . Современная игрушка: колобок против киборга
// Учительская газета.-2000.-№16/17(25 апр.). - С. 8-9.