Казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой на основе просвещенного Ислама.
Родился: 10 августа 1845г., в Семипалатинском уезде. Полное имя: Ибраһим Құнанбайұлы.
Его книги: Слова назидания, стихи, поэмы, переводы, высказывания, афоризмы.
Высказывания и афоризмы
В своих произведениях автор затрагивал различные аспекты жизни человека. В коротких емких высказываниях скрыта великая мудрость непревзойденного мыслителя. Вот что говорил писатель о внутреннем состоянии человека, его жизненных приоритетах, целях, стремлениях и отношениях между людьми:
Безвреден, кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.
Скромность, которая происходит от слабости, не достоинство.
Человек, запомнивший слова мудрых, сам становится благоразумным.
Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.
Пустая молодость — беда.
Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель — один ты сам.
Плохой друг, как тень: в солнечный день беги — не убежишь, в пасмурный день ищи — не сыщешь.
Білгендердің сөзіне Махаббатпен ерсеңіз. Ақыл сенбей сенбеңіз, Бір іске кез келсеңіз.
Ғылым таппай мақтанба
Ғылым таппай мақтанба, Орын таппай баптанба, Құмарланып шаттанба, Ойнап босқа күлуге. Бес нәрседен қашық бол, Бес нәрсеге асық бол, Адам болам десеңіз. Тілеуің, өмірің алдыңда, Оған қайғы жесеңіз. Өсек, өтірік, мақтаншақ, Еріншек, бекер мал шашпақ Бес дұшпаның, білсеңіз. Талап, еңбек, терең ой, Қанағат, рақым, ойлап қой – Бес асыл іс, көнсеңіз. Жамандық көрсең нәфрәтлі, Суытып көңіл тыйсаңыз.
Жақсылық көрсең ғибрәтлі, Оны ойға жисаңыз. Ғалым болмай немене, Балалықты қисаңыз? Болмасаң да ұқсап бақ, Бір ғалымды көрсеңіз. Ондай болмақ қайда деп, Айтпа ғылым сүйсеңіз, Сізге ғылым кім берер, Жанбай жатып сөнсеңіз? Дүние де өзі, мал да өзі, Ғылымға көңіл берсеңіз.
Главным в творчестве писателя стал эпико-философский труд «Слова назидания», который включает философские трактаты и короткие притчи. В прозаической поэме поднимаются вопросы казахского мировоззрения, морали, права и национального воспитания. Абай Кунанбаев, биография которого наполнена преследованиями, не утрачивал веры в силы казахского народа.
Слова назидания Абай писал на протяжении почти девяти лет. В 1890 году он написал первые два слова, а в 1898 году – 42 -45 слова назидания.
Литературное наследие
Литературную деятельность казахский классик начал в подростковом возрасте. Его первые стихи были написаны в 12 лет, но из ранних работ автора до современников дошли всего несколько произведений. С 28-ми лет поэт углубленно изучал поэтическое творчество восточных народов и русскую классическую литературу. Он первый перевел на казахский язык произведения гениальных поэтов и писателей Крылова, Шиллера, Пушкина, Байрона, Мицкевича, Гейне, Лермонтова, Гете. Благодаря работам выдающегося деятеля казахский народ впервые познакомился с мировой классической литературой.
За время творческой деятельности Абай Кунанбаев оставил мировому сообществу громадное литературное наследие. В него вошли стихи, беседы с читателями, поэмы, в которых автор воспевал красоту родной природы, мудрость и трудолюбие казахов.
Абай Кунанбаев, стихи которого пропитаны любовью к родине, реалистично описывал быт кочевых аулов, обличал царских узурпаторов, волостных управителей, убеждал народ в необходимости просвещения и призывал к борьбе с социальными пороками. Наиболее типизированные портреты современников Абай изложил в произведениях «Кулембаю», «Кожекбаю» и многих других.
Худший человек из числа людей — это человек без стремлений.
Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
Лентяй всегда ханжа и лицемер.
Труд — отрада, лень — жестокий бич.
Воспитывай волю — это броня, сохраняющая разум.
Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.
Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.
Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.
Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.
Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты — сын человека.
Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом.
Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.
Поэмы
В поэме «Искандер» поэт выражает свое отношение к исторической личности — Александру Македонскому. В произведении автор осуждает алчность завоевателя, противопоставляя ему выдающегося мыслителя-философа Аристотеля. В работе «Гаклия» поэт выступает в роли требовательного наставника и глубокого мыслителя. В мудрых афоризмах автор ставит перед читателем проблемы культуры, морали, истории, педагогики, труда, содружества народов.
В Лондоне есть музей Абая Кунанбаева. Его создал писатель Ролан Сейсембаев, который переводил произведения Абая на русский. Ролан жил в Лондоне, и музей учителю решил сделать поближе к себе.
Улицы Абая есть во многих городах Казахстана, в Киеве, Ташкенте, Дели, Каире и даже в Берлине. А в Карагандинской области есть даже город Абай – недалеко от ж/д станции Карабас. Суровый городок, судя по всему. В городе Абае живет чуть больше 30 тысяч человек.
Памятники Абаю стоят не только в Москве и многих городах Казахстана но и в Стамбуле и Тегеране.
Московский монумент Абаю был установлен в 2006 году – Владимир Путин сделал алаверды Нурсултану Назарбаеву, который до этого открыл жителям Нур-Султана Пушкина.
.
3.Человек ленивый бывает, как правило, труслив и безволен, безвольный — труслив и хвастлив; хвастливый — труслив, глуп и невежествен; глупый невежествен и не имеет понятия о чести, а бесчестный побирается у лентяя, ненасытен, необуздан, бездарен, не желает добра окружающим. Пороки эти оттого, что люди озабочены только одним — как можно больше завести скота и стяжать тем самым почет у окружающих. Когда б они занялись земледелием, торговлей, стремились к науке и искусству, не произошло бы этого.
10 Мотивирующих цитат Абая
1.Человек рождается на свет с плачем и уходит скорбя. В промежутке между этими двумя событиями, так и не изведав истинного счастья, не распознав до конца ценности и неповторимости дарованной ему жизни, он бездумно прожигает ее в унизительных ссорах и недостойных спорах. Спохватывается, когда жизнь уже на исходе. И только тогда начинает понимать, что ни за какие сокровища мира невозможно продлить ее хотя бы на один день.
2.Кому из нас не приходилось бывать в беде? Теряет надежду только слабый. Верно, что в мире нет ничего неизменного, но ведь и зло не вечно. Разве после суровой зимы не приходит полноводная цветущая весна?
4.Будь в моих руках власть, я бы отрезал язык тому, кто твердит, будто человек неисправим.
5.Почему мы, повзрослев и поумнев, не ищем и не находим удовлетворения тому любопытству, что в детстве заставляло нас забывать о еде и сне? …Нам бы неустанно ширить круг своих интересов, множить знания, которые питают наши души. …Душа правила нами только в детстве. Повзрослев и окрепнув, мы не позволили ей повелевать собой, подчинили душу телу, на все окружающее смотрим глазами, но не разумом, не доверяемся порывам души.
6.О достоинствах человека суди по тому, как он начал дело, а не потому, как ему удалось завершить его.
7.Разумный человек интересуется достойными, серьезными делами, упорно добивается своей цели, и даже воспоминания о перенесенных невзгодах на пути к ней ласкают слух и радуют сердце. В ней не найдешь и тени сожаления о прожитых годах.
Легкомысленный человек тратит время на ничего не стоящие, пустые, бессмысленные затеи. Хватившись, обнаруживает, что лучшие годы пролетели напрасно и позднее раскаяние не приносит ему утешения. В молодые годы он ведет себя так, будто молодость бесконечна, не сомневается, что впереди его ждут еще более заманчивые утехи и радости. Но очень скоро, утратив былую силу и гибкость, он оказывается не годным ни на что.
8.Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
Абай создал и выдающиеся, ставшие поистине народными, музыкальные произведения.Он как композитор создал около двух десятков песен.
Его достижения
По разным оценкам специалистов, которые незначительно отличаются друг от друга, Абай за свою жизнь создал около 170 стихов, 56 переводов, 45 слов назиданий, 3 поэмы.
При жизни Абай опубликовал только несколько своих стихотворений . Лишь после смерти поэта через пять лет в 1909 году в Санкт-Петербурге была впервые издана книга его произведений.
Первый сборник стихов Абая, Санкт-Петербург, 1909 год (в музее Абая, город Семей)
Его книги
Ранние детские годы Абая прошли в тяжелой обстановке семейного разлада внутри полигамной семьи. Но по счастью для Абая, его родная мать Улжан была женщиной замечательных качеств. Ее природная гуманность, сдержанная рассудительность и исключительная любовь к сыну создали для Абая редкий в таких случаях уют родного гнезда. Улжан всегда выделяла его из остальных своих детей, и имя его Ибрагим заменила ласкательным именем Абай.
Дав мальчику домашнее образование в ауле у наемного муллы, Кунанбай послал восьмилетнего сына в Семипалатинск в мусульманскую духовную школу — медресе. Преодолевая премудрости арабского богословско-схоластического учения о догмах ислама, Абай вместе с тем стремился расширить круг своих интересов.
Уже к этому времени им овладела рано пробудившаяся любовь к поэзии. Она зародилась в нем еще тогда, когда он слушал в родном ауле многочисленные рассказы и воспоминания бабушки Зере, хранительницы живой старины, когда заучивал наизусть слышанные в ауле сказки, легенды, богатырские былины, исторические песни — все многообразное богатство творений акынов.
В годы учебы в медресе Абай увлекался также чтением стихов арабских, иранских и тюркских поэтов. Из удушливой атмосферы, в которой его держали богомольные буквоеды и фанатики, он чутким, пытливым умом рвался к произведениям знаменитых классиков Востока, к народной и классической литературе. Вместе с тягой к изучению восточных языков в нем пробуждается интерес к русскому языку и русской литературе. Нарушая суровый устав медресе, Абай самовольно поступил в русскую школу, одновременно продолжая обучение в медресе.
Одна из причин пристрастия людей к порочному – безделье. Когда б он возделывал землю, занимался торговлей, разве мог бы он вести праздную жизнь?
9.Для тех, кто стремится усвоить науку, необходимо знать условия, без которых невозможно достичь цели: 1) обретая знания, не ставь себе задачи получить через них какую-нибудь выгоду; 2) изучая науки, ставь перед собой ясные и благородные цели, не стремись приобрести знания для того, чтобы иметь возможность спорить с другими; 3) если ты добился истины, не отступай от нее даже под страхом смерти; 4) существует два орудия, способствующие приумножению знаний. Один из них – мулахаза (тонкое искусство ведения полемики), и другое – мухафаза (твердость в отстаивании своих позиции). 5) в девятнадцатом Слове сказано о четырех губительных недостатках ума, среди них тот, что называется беспечностью, праздностью ума. Душа моя, заклинаю, остерегайся этого зла! 6) сосуд, хранящий ум и знания — характер человека. Воспитывай свой характер!
10.Высокая должность – все равно что высокая скала. На нее и неторопливая змея вползет, и быстрокрылый сокол взмоет. Недоброжелатели начинают хвалить тех, кто еще не достиг вершины, а эти, легковерные, радуются их словам.
В школьные годы Абай не только изучал доступные ему произведения поэтов, но и сам начал писать стихи. Ранние его стихи — лирические отрывки, послания и любовные стихи — написаны чаще всего под влиянием восточной классической поэзии. Но одновременно это были и стихи-экспромты, созданные в стиле народной поэзии, в духе творчества акынов-импровизаторов того времени.
Вдумчивый юноша, способный ученик и начинающий поэт, Абай мог бы извлечь много важного и полезного для своего будущего даже в условиях скудной "науки" медресе. Но воля отца определила дальнейшую участь сына в ином направлении. Кунанбай в беспрерывной борьбе степной знати за родовую гегемонию нажил себе много врагов среди своих соперников. К борьбе с ними он стал готовить своих детей и близких родственников. Он заставил Абая бросить школу и вернуться в аул, постепенно приучая сына к разбирательству тяжебных дел, готовя его к роли главы рода.
Наделенный недюжинными способностями, юноша попал в гущу сложных интриг. Вращаясь в кругу изощренных воротил и вдохновителей межродовой степной борьбы, Абай стал постигать все тонкие приемы словесных состязаний.
Однако Абай общался не только с людьми из круга знакомых своего отца. Он гораздо больше тяготел к талантливым выходцам из народа. В его памяти откладывались народные песни, произведения эпоса, сказания и предания минувших веков, передававшиеся изустно. Если Кунанбай и его родня хранили в памяти лишь деяния предков - родовых старейшин, то Абай знал почти всех своих предшественников — поэтов, акынов, участников айтысов, выступавших перед народом в борьбе за поэтическое первенство.
Жизнь и среда Абая.
Во второй половине XIX в. наряду с устным творчеством происходило развитие и письменной казахской литературы нового типа. Самым значительным явлением этой новой литературы было творчество великого казахского поэта-классика Абая. Он был выдающимся поэтом, отразившим подлинные общественные интересы своего народа и сыгравшим огромную роль в его просвещении и приобщении к русской классической литературе. В истории казахской литературы Абай по справедливости считается основоположником реализма с критическим направлением.
Абай Кунанбаев родился в 1845 г. в Чингисских горах Семипалатинской области, в кочевьях племени тобыкты. Отец Абая, самовластный степной правитель Кунанбай, был старшиной тобыктинского рода .