Создавая предметно - пространственную среду в любой возрастной группе, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно - образовательного процесса. Дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Предметно -развивающая среда в группе ДОУ.»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
.
Составители: Андреянова Л.Н.
Гаджибекова Т.А.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать:
Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Возможность двигательной активности детей.
Возможность для уединения.
.Психолого – педагогические требования к созданию развивающей предметно-пространственнойсреды.
Содержательно- насыщенной
Полифункциональной
Трансформируемой
Доступной
Безопасной
Вариативной
Насыщенность рппс среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе
Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости:
От образовательной ситуации
От меняющихся интересов детей
От возможностей детей
Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.)
Периодическую сменяемость игрового материала
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми
Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность
Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности
Исправность и сохранность материалов и оборудования
Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Особенности организации развивающей преметно- пространственной среды в группе
Младший возраст
Средний возраст
-Накопление опыта предметно- познавательной и коммуникативной деятельности.
Старший и подготовительный возраст
- Формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности.
-Формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы
- Участие в преобразовании предметно- пространственной среды.
Центры развития в группе«Жар – птица». (средняя группа).
Групповое помещение в нашей группе условно поделено на три основные зоны: рабочую, где находятся центр творчества «Разноцветные ладошки», центр природы и экспериментирования «В гостях у Знайки», центр « Развивайка», в котором находятся развивающие и дидактические игры (настольно-печатные, сенсорные и мелкомоторные, речевые; спокойную зону, в которой выделен «Уголок уединения, центр патриотического воспитания «Наша Родина» с материалами о Российской Федерации, Красноярском крае, городе Шарыпово и Шарыповском районе, книжный центр и библиотека «Волшебные странички», активную зону с центром театрализации «В гостях у сказки» и центром музыки « Веселые нотки», центром двигательной активности « Будьте здоровы!» и игровым центром «Мы играем» с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели, ширмы и пр.) для легкого трансформирования пространства и игровым оборудованием. Развивающая предметно-пространственная среда группы позволяет детям самостоятельно организовывать и проводить сюжетно-ролевые игры («Космонавты», «Детская поликлиника», «Салон красоты», «Строители», «Служба спасения» и т.д.) и театрализованные игры, игры-эксперименты (в центре природы и экспериментирования «В гостях у Знайки»). Набор дидактических игр и пособий (комплект настольно-печатных игр, детские энциклопедии, магнитная азбука, настольно-печатные игры на выстраивание логических цепочек, пособия и наборы дорожных знаков, конструкторы «Лего» и т.д.), позволяют наполнять развивающую предметно - пространственную среду группы в соответствии с темой недели.
Центр «Будьте здоровы!»
Центр «Развивайка»
Центр «Маленькие строители»
Центр «В гостях у Знайки».
Центр «Говорунок».
Центр «Волшебные странички»
Центр уединения
Центр «Разноцветные ладошки»
Центр «В гостях у сказки»
Центр «Волшебные странички»
Организация рппс с учётом гендерного подхода.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;
2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту
3) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
Создавая рппс необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.