kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Познавательные психические процессы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Познавательные психические процессы»

Презентация на тему: «Познавательные психические процессы»

Презентация на тему: «Познавательные психические процессы»

Познавательные психические процессы     – процессы, происходящие в голове человека и  отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.    Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Познавательные психические процессы   – процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущение

Ощущение

  • Понятие ощущения, физиологический механизм.
  • Классификация ощущений.
  • Свойства ощущений.
  • Развитие ощущений.
  • Нарушение ощущений.
  • Индивидуальные особенности.
  • Диагностика ощущений.
Понятие ощущения, физиологический механизм.   Ощущение – прoстейший пoзнавательный психический прoцесс, сoстоящий в oтражении oтдельных свойств предметoв, а также внутренних сoстояний oрганизма человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель.  Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И. П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами. Анализатор состоит из трех специфических отделов: 1) периферического (рецепторного); 2) передающего (проводникового); 3) центрального (мозгового).

Понятие ощущения, физиологический механизм.

Ощущение – прoстейший пoзнавательный психический прoцесс, сoстоящий в oтражении oтдельных свойств предметoв, а также внутренних сoстояний oрганизма человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И. П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.

Анализатор состоит из трех специфических отделов:

1) периферического (рецепторного);

2) передающего (проводникового);

3) центрального (мозгового).

Классификация ощущений

Классификация ощущений

  • Зрительные ощущения . Возникают в результате воздействия электромагнитных волн определенной длины (от длины волн зависит цвет: ахроматические волны – черное, белое и серое изображение, хроматические – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый) на чувствительную часть нашего глаза – сетчатку. Цветовое и черно-белое зрение обеспечивается также наличием палочек и колбочек. На периферии распложены палочки, которые отвечает за черно-белое изображение, в центре – колбочки – отвечают за цветное зрение. Нарушение палочек и колбочек приводит к зрительным аномалиям. Например: нарушение палочек является причиной возникновения куриной слепоты, а колбочек – дальтонизма.
Вкусовые ощущения . Вызываются действием на вкусовые рецепторы языка веществ, растворенных в слюне или воде. Выделяют следующие вкусы:
  • Вкусовые ощущения . Вызываются действием на вкусовые рецепторы языка веществ, растворенных в слюне или воде. Выделяют следующие вкусы:

кислый (определяют рецепторы боковой области языка),

сладкий (определяют рецепторы кончика языка),

горький (определяют рецепторы основания языка),

соленый (определяют рецепторы боковой области языка).

Слуховые ощущения возникают при воздействии на ухо звуковых волн. Характер звуковых волн зависит от амплитуды частоты, колебания, вследствие чего, звуковые ощущения классифицируются на музыкальные звуки (пение, слух, звуки музыкальных инструментов и т.д.) и шумы (стуки, шорохи и т.д.).
  • Слуховые ощущения возникают при воздействии на ухо звуковых волн. Характер звуковых волн зависит от амплитуды частоты, колебания, вследствие чего, звуковые ощущения классифицируются на музыкальные звуки (пение, слух, звуки музыкальных инструментов и т.д.) и шумы (стуки, шорохи и т.д.).

Эти ощущения также относятся к дистантным и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им, человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми.

Обонятельные ощущения . Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом некоторых газообразных веществ. Выделяют следующие запахи: эфирный (ацетон), камфорный (масло), мускатный (пряности), цветочный (цветы), ментоловый (мята), острый (уксус), гнилостный. Роль обоняния – оценка потребляемой пищи, создание положительного или отрицательного самочувствия.
  • Обонятельные ощущения . Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Возникают при проникновении в нос вместе с вдыхаемым воздухом некоторых газообразных веществ. Выделяют следующие запахи: эфирный (ацетон), камфорный (масло), мускатный (пряности), цветочный (цветы), ментоловый (мята), острый (уксус), гнилостный.
  • Роль обоняния – оценка потребляемой пищи, создание положительного или отрицательного самочувствия.
Кожная чувствительность . В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем, которые вызывают следующие виды кожной чувствительности:
  • Кожная чувствительность . В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем, которые вызывают следующие виды кожной чувствительности:

– тактильные ощущения – ощущения прикосновения и давления. Ощущения возникают при прикосновениях и раздражениях рецепторов, находящихся на поверхности кожи. Система тактильной чувствительности неравномерно распределена по всему телу. Более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах;

– температурные ощущения – ощущения холода и тепла; данные ощущения имеют большое значение в терморегуляции человека;

– болевые ощущения – возникают при воздействии на рецептор раздражителя, разрушительного по силе. Болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон;

– осязание – ощупывание человеком окружающих его предметов. Осязание – специфически человеческая, выработавшаяся в труде система познавательной деятельности руки.

Органические ощущения . Ощущения, отражающие состояние нашего организма, так как связаны с органическими потребностями. К ним относятся голод, жажда.
  • Органические ощущения . Ощущения, отражающие состояние нашего организма, так как связаны с органическими потребностями. К ним относятся голод, жажда.
Статические и кинестетические ощущения . Данные ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы статистической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Пример ощущений: ощущение равновесия, ощущения движений отдельных частей тела. Классификация ощущений, в зависимости от места расположения рецепторов:
  • Статические и кинестетические ощущения . Данные ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы статистической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Пример ощущений: ощущение равновесия, ощущения движений отдельных частей тела. Классификация ощущений, в зависимости от места расположения рецепторов:

– экстероцептивные – ощущения, которые возникают от рецепторов, находящихся на поверхности тела;

– интероцептивные – ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека;

– проприоцептивные – отражают импульсы рецепторов, идущих из мышц и суставов.

Свойства ощущений

Свойства ощущений

  • Интенсивность – количественная характеристика ощущений, определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.
  • Качество – свойство, отличающее одно ощущение от другого.
  • Продолжительность – время действия раздражителя на рецептор.
  • Последствие – свойство, состоящее в инертности рецептора на раздражитель.
  • Адаптация – изменение чувствительности анализатора под влияние действия раздражителя.
  • Пространственная локализация – представление о том, где локализуется ощущение.
  • Наличие порогов ощущения: 1) нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. 2) верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор. 3) дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные. 4) временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. 5) пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения.
  • Взаимодействие ощущений: – сенсибилизация – повышенная чувствительность в результате взаимодействия анализаторов и упражнений (скрипачи обладают повышенной чувствительностью к звукам); – синестезия – возникновения ощущения под влиянием одного анализатора ощущения, характерного раздражителя для другого анализатора (цветной слух).
  • Контраст – изменение чувствительности под влиянием предшествующего или отсутствующего анализатора (после холодной воды, теплый чай кажется горячим).

Развитие ощущений

Ощущения начинают развиваться сразу после рождения и носят дифференцированный характер.

В первые минуты после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует ребенок и на прикосновения. Наиболее чувствительны губы и область рта. У ребенка развита вкусовая чувствительность. Он отличает молоко матери от подслащенной воды. С момента рождения у ребенка достаточно развита обонятельная чувствительность, так как по запаху материнского молока он определяет присутствие матери. Но обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго.

По другому развиваются слуховые и зрительные ощущения. В первые дни ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Через два-три месяца он начинает воспринимать направление звука и поворачивает голову в сторону его источника. В развитии речевого слуха у ребенка прежде всего наблюдаются реакции на интонацию речи и голос матери. На третьем-четвертом месяцах дети начинают реагировать на пение, музыку. С момента появления зрительных ощущений он реагирует на свет различными двигательными реакциями, а начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни, предметы и лица различает в три месяца. В четыре месяца появляется реакция на новизну – это явная сенсорная реакция, она заключается в длительности удержания взгляда на новом предмете. Дети начинают различать цвета в пять месяцев, после чего появляется интерес к ярким предметам. Немного позднее развивается тактильная чувствительность, которая важна для возникновения акта хватания и обследования предмета. Хватание осуществляется под контролем зрения: ребенок рассматривает свои ручки, следит за тем, как рука приближается к предмету. Акт хватания имеет чрезвычайно важное значение для психического развития ребенка.

Таким образом, в первое полугодие жизни происходит интенсивное развитие основных видов ощущения. Абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. В дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение соответствующих предметов с этими эталонами.

Нарушение ощущений В психологии выделяются следующие нарушения ощущений:  1) Количественные расстройства (изменение интенсивности): - гиперстезия (обостренная чувствительность); - гипестезия (сниженная чувствительность); - анестезия (выпадение чувствительности). 2) Качественные расстройства (извращение имеющихся или появление новых, не имеющих для своего возникновения объективных причин):

Нарушение ощущений

  • В психологии выделяются следующие нарушения ощущений:

1) Количественные расстройства (изменение интенсивности):

- гиперстезия (обостренная чувствительность);

- гипестезия (сниженная чувствительность);

- анестезия (выпадение чувствительности).

2) Качественные расстройства (извращение имеющихся или появление новых, не имеющих для своего возникновения объективных причин):

  • парестезия (извращение чувствительности);
  • синестезия (распространение одного ощущения на другое, с одного органа чувств на другой);
  • сенестопатия (нарушение общей внутренней чувствительности).
Индивидуальные особенности

Индивидуальные особенности

  • Уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется их генетическими особенностями. Развитие ощущений достигается путем тренировок, например при обучении детей музыке или специальных упражнений в зрелом возрасте.
Диагностика ощущений Диагностика ощущений направлена в основном на определение порогов чувствительности и предполагает использование специальных технических средств (тахистоскопический метод*). К психологическим методам диагностики можно отнести методику для исследования простых и сложных сторон деятельности анализаторов (Е. Ф. Бажин). * Тахистоскопический   метод  подразумевает кратковременное (дозированное по времени) предъявление тест-объектов для их опознания. Существует три главных подхода к измерению времени реакции.

Диагностика ощущений

  • Диагностика ощущений направлена в основном на определение порогов чувствительности и предполагает использование специальных технических средств (тахистоскопический метод*). К психологическим методам диагностики можно отнести методику для исследования простых и сложных сторон деятельности анализаторов (Е. Ф. Бажин).

* Тахистоскопический   метод  подразумевает кратковременное (дозированное по времени) предъявление тест-объектов для их опознания. Существует три главных подхода к измерению времени реакции.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Познавательные психические процессы

Автор: Мельникова Ульяна Сергеевна

Дата: 24.12.2025

Номер свидетельства: 679776

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_sovmestnoi_produktivno"
    ["file_id"] => string(6) "629890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681873492"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "Методы стимулирования учебной – познавательной деятельности начальной школы в условиях ФГОС начального общего образования"
    ["seo_title"] => string(123) "mietodystimulirovaniiauchiebnoipoznavatielnoidieiatielnostinachalnoishkolyvusloviiakhfgosnachalnoghoobshchieghoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "292403"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455274691"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-individual-nogho-zaniatiia-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "220522"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434680377"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(81) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "162605"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422373785"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(96) "statiaroldidaktichieskoiighrydliakorriektsiipamiatiudietieiszadierzhkoipsikhichieskoghorazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "306428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458128791"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства