Просмотр содержимого документа
«Пластилинография в детском саду»
Пластилинография
Воспитатель:
Кожемякина Светлана Викторовна
Кострицкая Ирина Владимировна
ГБДОУ №37 Невского района г. Санкт-Петербург
Участники проекта:
Кожемякина Светлана Викторовна
Кострицкая Ирина Владимировна
гр. № 10
«Семицветик»
Масштаб : групповой, предусматривает активное участие
родителей воспитанников;
Срок реализации : долгосрочный
Вид проекта : познавательный,
информационный, оздоровительный
Цель: создание пластилином лепной картинки на картонной основе.
Задачи: 1. Продолжать формировать умение украшать работу пластилином, используя нарисованную основу; 2.Закреплять приёмы раскатывания пластилина круговыми и прямыми движениями, способ придавливания пластилина к плотной основе; 3. Продолжать развивать мелкую моторику; развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.
4. Воспитывать старательность при выполнении работы.
Работа с пластилином всегда вызывает у детей огромный интерес и пробуждает желание создавать красивые работы. Но в младшем дошкольном возрасте навык самостоятельного создания работ еще не сформирован. Поэтому пластилинография – техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе является доступной малышам.
Творческое развитие детей является одним из приоритетных направлений образовательного процесса в детском саду. Этот вектор учебно-воспитательной работы ценен не только самим содержанием материала, но и теми методическими возможностями, которые он открывает для других направлений деятельности малышей. Одним из таких «универсальных» видов творческой активности является пластилинография .
Суть понятия
Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.
Рисунки пластилином получаются
очень яркими и объёмными
Виды пластилинографии:
В ДОУ практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:
1.прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
2.витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
3.контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
4.многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
5.мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы;
6.модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
7.фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.
Фотогалерея: примеры поделок в разных видах пластилинографии
Методы и приёмы работы в нетрадиционной технике лепки
При знакомстве с техникой пластилинографии педагог использует следующие методы:
наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);
словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)
практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).
овладение пластилинографией предполагает использование тех же приёмов работы с пластилином, которые осваиваются и в традиционном технике лепки:
раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.
Кроме этого, малыши знакомятся с приёмами, используемыми именно в технике пластилинографии:
размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
Таблица: сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста
Возраст детей
Какие приёмы пластилинографии осваиваются
Первая младшая
В какой форме проводится работа
скатывание;
раскатывание;
сплющивание;
размазывание;
налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце).
Вторая младшая
Способ выполнения поделки
Средняя
Отдельно с каждым малышом
отработка уже изученных навыков;
освоение умения работать со стекой и ножницами;
отщипывание;
прищипывание;
оттягивание;
примазывание;
налепливание.
отдельно с каждым малышом;
в мини-группах, парах.
Дети повторяют за педагогом, выкладывающим детали поочерёдно.
привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные), кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера.
Малыши повторяют выполнение рисунка, опираясь на готовый образец, который создавался на глазах малышей.
индивидуальная;
в парах.
отработка и комбинация освоенных ранее приёмов;
заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия);
использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.).
Подготовительная
изготовление поделки по образцу;
самостоятельное планирование подготовки элементов картины.
индивидуальная работа;
в мини-группах;
коллективная (всей группой).
освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов);
отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).
самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения;
комбинация видов пластилинографии;
сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета — описывают, рассказывают сказки и пр.).
Пластилинография в детском саду является важной частью творческого развития малышей. Занятия этим видом лепки формируют у ребят эстетический вкус, а также способствуют развитию мышления, речи, памяти, восприятия.
Для педагога пластилинография открывает широкие возможности не только для подготовки уроков, но и для планирования проектной деятельности, работы кружка. Такой методический потенциал обусловлен тем, что дети с удовольствием работают с пластилином, создавая настоящие шедевры.