Тяжело, очень тяжело досталась она нашему народу! Не было в нашей стране семьи, которую не затронула бы война. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам об истории создания некоторых военных песен, о песнях военного подвига!
От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
«Священная война»
Война! Сколько потрясений, волнений, переживаний связано у каждого человека с этой бедой, всколыхнувшей всю страну, затронувшей буквально всех – от мала до велика. В годы войны песня стала могучей силой, она сражалась на фронте, она трудилась в тылу. И одной из первых песен В.О.в. несомненно, является «Священная война».
«Священная война»
«Вставай страна огромная…»
Кто хотя бы раз не слышал эти строки? Они были написаны Василием Ивановичем Лебедевым-кумачом. На второй день после объявления войны один актер малого театра прочел их по радио. В тот же день оно было напечатано во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку на эти стихи написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.
Впервые песня исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Затем она звучала вновь и вновь, став гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы исполнять перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по дорогам войны, ее пели в землянках партизаны. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Венгрию, Болгарию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали все. Ее и сейчас знают и поют.
Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.
Казалось, какие ещё песни, когда идёт война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем! А всё как раз было наоборот. Песни нужны были всем: солдатам они помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто ждал солдат домой, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернуться с фронта живыми и невредимыми.
В первые четыре дня войны было написано более ста песен. А втечение долгих четырёх лет возникло столько прекрасных песен, сколько могло быть создано в течение десятилетий мирной жизни. Лучшие песни были для бойцов источником воодушевления и стойкости, мужества и веры в победу. С ними шли в бой и умирали.
«В землянке»
Песня «В землянке» была написана в ноябре 1941 года. Место – землянка, где-то совсем близко от столицы. Грустное, лирическое стихотворение, которое стало выполнять функции боевой воодушевляющей песни. Алексей сурков специально песню не писал. Он просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли. Он рассказал жене, где находится, о чем думает, какая погода в тех местах и какая обстановка. Письма в стихах в ту пору были весьма распространенным явлением, и многие красноармейцы писали домой стихотворные послания в самые тяжелые периоды Великой Отечественной. Возможно, потребность высказаться возвышенно, в стихах были той самой отдушиной между тяжелейшими боями, когда люди стояли на краю смерти и смотрели ей в лицо. После появления этого стихотворения многие солдаты просто переписывали его и отправляли домой своим любимым.
«Ехал я из Берлина»
Если сегодня смеются дети, плавится стекло, зреют хлеба, то это потому, что была Победа. Победа на фронте, победа в тылу. Свой вклад в Победу внесли и наши песни. Представляете, что надо было пережить, вынести, какие муки испытать, какую усталость превозмочь для того, чтобы однажды над удивленной землей прозвучала крылатая и лихая песня:
«Ехал я из Берлина
По дороге прямой.
На попутных машинах
Ехал с фронта домой.
Ехал мимо Варшавы.
Ехал мимо Орла,
Там, где русская слава
Все тропинки прошла!
Эй, встречай,
С победой поздравляй!
Белыми руками
Покрепче обнимай…!
Песни нашей памяти…Военные песни… Они не награждались во время войны орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, их боевой потенциал не учитывался в штабах при обороне или наступлении. Но для Победы нашей они сделали очень и очень многое. Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно и нужно. К долгосрочной и прекрасной службе этих песен не сможет предъявить претензий ни один, даже самый строгий командир.
Песня у нас – неотъемлемая часть нашего народа, верная спутница всех наших дел. В мирные дни – это помощник, друг, советчик, а в грозные дни войны – это воин, борец. Хорошо сказал об этом поэт Сергей Островой:
«А песни ходят на войну,
А песню любят свято…
За всех людей, за всю страну
Она хранит солдата!..»
ЖУРАВЛИ Муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова
Песня «Журавли» принесла Расулу Гамзатову при жизни фантастическую популярность и славу. Каждый год в день победы эта песня звучит как гимн об ушедших в небытие солдатах, не вернувшихся с войны. История песни «Журавли» берет свое начало с 1965 года, тогда известный артист Марк Бернес, будучи уже тяжелобольным, наткнулся в журнале «Новый мир» на стихотворение Р. Гамзатова, посвященное двум погибшим на войне братьям. Значительно переработав стихотворение при посредстве автора и переводчика Наума Гребнева, Марк Бернес посоветовал сократить количество строк (из 24 строк было оставлено 16). Как опытный и чуткий артист, он прочувствовал, что краткость песни усилит ее эмоциональное воздействие. Затем прочитал стихотворение «Журавли» Яну Френкелю, попросил написать к ней музыку. Вникая в поэтические строки, композитор Я.Френкель окунулся в свои воспоминания: довоенное детство, начало войны, эвакуация, фронт, ранение и послевоенные годы. Ян Френкель очень любил и ценил поэзию Расула Гамзатова, считая его великим поэтом и светлым мудрецом. На стихи Гамзатова он написал и другие песни. В своем последнем интервью Расул Гамзатов рассказывал об истории стихотворения «Журавли»: В то не близкое уже время я находился в Японии и увидел в Хиросиме памятник белым журавлям. У японцев есть такое поверье, если больной человек вырежет из бумаги тысяча фигурок журавлей, то он выздоровеет. Мне рассказали, что в Хиросиме умерла девочка, ставшая жертвой последствий ядерной бомбардировке, но она не успела довести количество бумажных журавлей до тысячи. Я был потрясен этой смертью. И тут советский дипломат вручил мне телеграмму, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца и погибших на войне братьев. Но та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти, так была написано это стихотворение. Но когда песня на стихи «Журавли» была уже готова, появились ярые противники с партийно-атеистическими понятиями, которые утверждали, что песня звучит как церковная молитва, и ее могут использовать в пропагандистских целях. Вопрос решался на уровне высшего политического руководства, и лишь только благодаря поддержке Л.И. Брежнева песня была принята. В песне «Журавли» нет различия национальности и партийности, это песня реквием по усопшим. Таковой она и останется.
«Смуглянка»
У «Смуглянки» была непростая судьба. Чтобы разобраться в истории её создания, пришлось поднять архивные документы. Вот что выяснилось: песня эта появилась еще до начала Великой Отечественной войны. Песня была частью сюиты, написанной композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа, граничащего с Румынией. Эта сюита была посвящена герою гражданской войны Григорию Котовскому, но там описана и девушка-партизанка. Она появилась пусть и на зыбком фундаменте пропагандистской лжи, в её истории много негативных страниц из нашего прошлого, и это следует признать, сделав выводы, но, вопреки всему, песня стала поистине народной.
Песня "Москвичи" была написана композитором Андреем Эшпаем на стихи Евгения Винокурова в послевоенном десятилетии.
"... Когда я писал стихи, вспоминает поэт , мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Мне хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной..."
Стихи поразили композитора Андрея Эшпая: они удивительно совпадали с тем, что пришлось пережить. Ведь ему также привелось воевать на берегах Вислы. Там погибли близкие его фронтовые друзья, погиб на фронте и старший брат. И уже совсем поразительное совпадение - жили мы на Бронной... : Песня "Москвичи" стал советской классикой. Такая простая и такая глубокая.
Майский вальс
«День победы»
Всем известно, что фронтовики - народ не сентиментальный. Много раз они смотрели смерти в лицо. Но когда они слышат мелодию и слова, этой песни, никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза. Вы все, наверное, догадались, о какой песне идет речь. Да, это песня «День Победы» авторов Давида Тухманова и Владимир Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании тридцатилетия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают ее своей, фронтовой. И это самая высокая оценка работы авторов песни.
Хотелось бы вспомнить о многих песнях военных лет. Каждая из них достойна особого внимания, каждая – частичка прожитой жизни, частичка души наших ветеранов.
Песни нашей памяти…Военные песни… Они не награждались во время войны орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, их боевой потенциал не учитывался в штабах при обороне или наступлении. Но для Победы нашей они сделали очень и очень многое. Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно и нужно. К долгосрочной и прекрасной службе этих песен не сможет предъявить претензий ни один, даже самый строгий командир.
Песня у нас – неотъемлемая часть нашего народа, верная спутница всех наших дел. В мирные дни – это помощник, друг, советчик, а в грозные дни войны – это воин, борец. Хорошо сказал об этом поэт Сергей Островой:
«А песни ходят на войну,
А песню любят свято…
За всех людей, за всю страну
Она хранит солдата!..»
2