К Дню Победы. Музыкально-поэтическая композиция «Военная песня».
1-й ребенок-чтец
Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю
Знает мир, что путь ваш был нелегок
К этому торжественному дню.
2-й ребенок-чтец
Победа к нам приходит вновь и вновь,
Прекрасна и юна, как в сорок пятом,
Приходит в блеске старых орденов
На пиджаке бывалого солдата
3-й ребенок-чтец
Умытая слезами – не дождем,
Сверкая не огнем, а счастьем жизни,
Победа к нам приходит вешним днем,
Чтоб никогда не позабыть о том,
Какой был подвиг совершен Отчизной!
песня "День Победы"(сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).
Ребенок-чтец
Какие песни фронтовые
Минувшей созданы войной!
В них чувства трепетно-живые
Встают безудержной волной.
Она сильна, ей правды хватит
Еще на много лет вперед, –
Она и нас с собой подхватит,
На самый гребень вознесет.
И надо всем – как в поднебесье,
Посмотришь – Родина видна,
Что и для тех, из давней песни,
И для поющих нас – одна.
Н. Веселовская
Ведущий
Песня военных лет. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам до самой Победы. Песня делила вместе с воинами горести и радости, подбадривала бойцов веселой шуткой, грустила вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песня помогала переносить голод и холод, давала народу силы выстоять и победить.
Сколько их, прекрасных и незабываемых песен военных лет. И у каждой своя история, своя судьба…
Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни "Священная война".
На сцену выходят 2 мальчика в гимнастерках.
1-й рассказчик
На третий день войны 24 июня 1941 года нa первой полосе газет "Известия" и "Красная звезда" были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача "Священная война". Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня. Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 года.
На экран проецируются кадры проводов на фронт. Фотохроники начала Великой Отечественной войны под звучание этой песни.
2-й рассказчик
Мы пели "Священную войну" для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды. Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках., вдруг встали после первого куплета "Священной войны" и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены.
1-й рассказчик
Вновь и вновь, пять раз подряд пел ансамбль "Священную войну". Так начался путь песни, славный и долгий. С этого дня песню пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.
Мальчики в гимнастерках уходят со сцены.
Ведущий
Война. Страшное, жестокое время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа. До песен ли в такое время? Оказалось, что поэзия, песня были необходимы в годы войны.
На сцену выходит 3-й рассказчик.
3-й рассказчик
Зимой 1941-42 года по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась новая песня. Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой.
"В землянке"(сл. А. Суркова, муз. К. Листова).
3-й рассказчик
Песня действительно родилась в "белоснежных полях под Москвой" в ноябре 1941 года во время оборонительных сражений за столицу. Правда, когда поэт Алексей Сурков писал стихотворение "Бьется в тесной печурке огонь", он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта. Но композитор Константин Листов в начале 1942 года написал на стихи музыку. Мелодия новой песни запоминалась с первого раза.
На фронтах Великой Отечественной войны "Землянку" пели по-разному и она стала народной песней.
На сцену выходят рассказчики.
4-й рассказчик
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая топтала…
Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала…
А. Межиров
5-й рассказчик
На втором месяце войны прифронтовым городом стал Ленинград. В один из августовских дней 1941 года на оборонительных работах в морском порту трудился вместе со своими товарищами композитор Василий Соловьев-Седой. Он вспоминал…
6-й рассказчик
Мы закончили работу и долго слушали, как поют моряки. На корабле, стоящем на рейде какой-то матрос печально перебирал лады гармони.
7-й рассказчик
Композитор предложил поэту Александру Чуркину: "А что, если написать песню, вот такую, которая могла бы прозвучать на палубе того корабля, готового к отплытию в суровые просторы воюющей Балтики?"
4-й рассказчик
Чуркин тоже прислушался к далекой песне на рейде. Сами собой пришли слова: "Прощай, любимый город".
5-й рассказчик
На следующий день композитор и поэт снова встретились в порту. Александр Чуркин уже написал стихотворение, навеянное впечатлениями вчерашнего тихого вечера, когда не было налетов авиации, и тревога так странно сочеталась с покоем
6-й рассказчик
Корабль, с которого вчера доносились звуки гармони, уже ушел. Теперь песня звучала на берегу: два товарища, поэт и композитор, напевали ее. Это было не прощание с берегом, а прощание с Ленинградом – композитору предстояло отбыть в эвакуацию вместе с эшелоном оперного театра. Это было накануне начала блокады Ленинграда.
7-й рассказчик
Новая песня не успела широко прозвучать в Ленинграде. Она прибыла в оренбургские степи и потерпела здесь первую и единственную неудачу на своем пути: композиторы, оказавшиеся в Оренбурге, обсудив показанную Соловьевым-Седым песню, забраковали ее, сказав, что для сурового времени войны песня не подходит – слишком лирична. Но артисты оперного театра, приехавшие в эвакуацию, уже пели "Прощай, любимый город", печалясь о разлуке, веря в возвращение.
4-й рассказчик
После передачи по радио песня очень понравилась и бойцам на фронте.
Звучит песня "Вечер на рейде" (сл. А. Чуркина, муз. В. Соловьева-Седого)
На сцену выходят дети старшей группы.
1-й ребенок
Одной из самых популярных песен военной поры стала "Катюша". Стихотворение "Катюша" было написано поэтом Михаилом Исаковским в 1938 году, когда сгущались тучи над нашими западными границами, и становилось ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник.
2-й ребенок
В "Катюше" оказались соединены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного всем.
песня "Катюша"(сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).
3-й ребенок
Восприятие "Катюши" народом как чего-то своего, личного, задушевного стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен – переложений "Катюши".
Начало большому циклу стихов на музыку любимой песни было положено в конце 1941 года, когда решалась судьба битвы за Москву, и на фронте появилось новое оружие – многоствольные реактивные минометы, которые любовно стали называть "катюшами". Солдаты сразу же запели о новой "Катюше", укрепляющей веру в победу, наводящей панический страх на врагов.
На экран проецируются кадры кинохроники военных лет,
минометы-"катюши", стреляющие по врагу.
4-й ребенок
Ой, ты, песня, песня огневая,
Пусть трепещут от тебя враги.
Ты звучи, звучи, не умолкая,
Победить скорей нам помоги.
И летят снаряды в тьму густую,
И огнем окрашен небосвод.
Защищаем мы страну родную
И "Катюша" нам в бою поет!
Дети старшей группы уходят. На сцену выходят рассказчики.
8-й рассказчик
Над лесами необъятными,
Над полями перелетными,
Над разрывами гранатными
Песни-ласточки летят.
Пахнут рощи горьким порохом,
Шепчут травы тихим шорохом
И о том, что сердцу дорого,
Русским людям говорят.
Звучит фонограмма первого куплета песни "Темная ночь".
9-й рассказчик
В дни войны каждый, от мала до велика, знал песню "Темная ночь".
10-й рассказчик
Песня родилась в 1942 году в далеком Ташкенте.
9-й рассказчик
Шли съемки фильма "Два бойца". По замыслу режиссера, в фильме должна была звучать только симфоническая музыка. Но по ходу съемки стало ясно, что без песни не обойтись. Режиссер обратился к композитору Никите Богословскому: "Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни…"
10-й рассказчик
Композитор потом вспоминал: "Режиссер фильма так зримо обрисовал ситуацию, так ярко передал чувства героев, их внутреннее состояние, так взволнованно и талантливо рассказал тему песни и ее настроение, что произошло чудо: я сел к роялю и сразу без остановки сыграл ему мелодию будущей песни, которая и вошла потом в фильм без единого изменения. Случай в моей практике небывалый."
9-й рассказчик
Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку у поэта Владимира Агатова. Музыка и стихи слились в песенный образ редкостной простоты и щемящей душу лирической силы. Фильм "Два бойца" стал историей советского кино. А песня живет до сих пор, ее поют бывшие фронтовики, их дети и внуки.
Смотрим кусочек фильма «Темная ночь», где исполняется песня. На сцену выходят ведущий, рассказчики.
Ведущий
За что любят песни военных лет, сохраняют их в памяти, берегут, как святыню? Наверное, за простоту и душевность, мелодичность и запоминаемость, красоту и доступность поэтического и музыкального языка.
11-й рассказчик
Но не только… Главное достоинство, отличающее фронтовые военные песни от любых других – удивительный оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу, в любовь, во все лучшее, что есть в человеке, в те идеалы, за которые люди боролись, шли на подвиг и на смерть.
Ведущий
Песни эти полны уверенности в обязательной и неизбежной нашей победе над врагом. В них – надежда на непременное возвращение домой, в родные края.
11-й рассказчик
Маршал Георгий Константинович Жуков, называл три своих самых любимых военных песни: "Священная война", "Эх, дороги", "Соловьи".
"Это бессмертные песни! – говорил Жуков, – Потому что в них отразилась большая душа народа."
Рассказчики уходят
Ведущий
Песни военных лет звучат и сегодня. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю…
О песне «Синий платочек» рассказывает. Исполняет песню.
Ведущий
До сих пор в торжественные дни годовщин Победы по радио и телевидению, а часто в кругу семьи звучат песни военных лет: грустные, задушевные, иногда – веселые. Чаще всего люди слушают эти песни со слезами на глазах.
Старшее поколение, сохранившее память о военном лихолетье призывают и нас поверить этим песням.
1-й ребенок-чтец
Песням тех военных лет поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели –
Как он был нелегок и нескор.
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
2-й ребенок-чтец
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест.
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест.
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
3-й ребенок-чтец
Время нас, как пулеметом, косит,
Но меня, пока еще живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой…
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи…
Помните, друзья – однополчане,
Боевые спутники мои?
А. Аркадьев
Звучит фонограмма песни "Где же вы теперь, друзья-однополчане"
(сл. А. Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого).
Приглашенным на праздник ветеранам дети дарят аппликации