Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Одним из основных предметов в школе является математика. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по математике»
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников в игровой форме
Разработала
Наседкина Ирина Сергеевна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Теремок»
г. УваровоТамбовской области
2017г.
Тип проекта
По количеству участников:групповой
По направленности:предметный (математическое развитие)
По приоритету метода:творческий (создание комплекса упражнений)
По характеру контактов:одной возрастной группы(6-7 лет).
По продолжительности:долгосрочный (сентябрь-май).
База исследования:Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Теремок»
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому в детском саду ребёнок должен усвоить элементарные математические знания.
Проблема формирования и развития математических способностей детей одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.
Диагностика развития математическихпредставлений у детей
Цель проекта
Использование дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников.
Задачи, решаемые в ходе проекта
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
разработать систему занятий по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр;
обучить детей счету;
дать представление о количестве и числе в пределах 10;
дать представления о геометрических фигурах, о времени;
формировать понимания пространственных отношений;
развивать логическое мышление, память, речь.
Дети 6-7 лет группы общеразвивающей направленности
Воспитатели группы
Родители воспитанников
Интеграция образовательных областей
Физическое развитие;
Здоровье;
Безопасность;
Социализация;
Труд;
Познание;
Коммуникация;
Художественное творчество;
Музыкальное развитие.
Ожидаемые результаты
Название группы
Что получают
1. Дошкольники
За счет чего получают
-умение делать простейшие обобщения, сравнения, выводы.
-формирование математических представлений.
-развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей;
2. Педагогический коллектив
Специальный курс занятий по ознакомлению с дидактическими играми.
Создание математически развивающей среды и умение ориентироваться в ней.
-обобщение опыта работы и обмен опытом на педсоветах ДОУ и методобъединениях;
-раскрытие творческих способностей и оригинальности мышления у воспитателей;
-появление доверительных отношений воспитателя с семьей;
-принятие новой позиции – партнера и использование новой технологии работы с детьми.
3. Родители
Изучение новинок литературы.
Индивидуальные и групповые консультации.
Семинары, семинары-практикумы.
-возможность лучше узнать своего ребенка;
-изменение установок по отношению к ребенку в семье;
-приобретение и накопление нового опыта общения со своим ребенком;
- радость от совместной деятельности с детьми;
-умение принять игровую роль – роль ребенка, что способствует повышению авторитета родителей в глазах детей и сплоченности семьи.
Родительские собрания;
Индивидуальные и групповые консультации;
Совместная работа родителей с детьми по оформлению групповых стендов.
Этапы и сроки проведения проекта
1 этап: подготовительный (сентябрь)
- изучение литературы ;
диагностика начального уровня;
разработка путей решения проекта с детьми;
подготовка материально-технической базы проекта.
Этапы и сроки проведения проекта
2 этап: основной (октябрь-апрель)
Знакомство с разнообразием дидактических игр по развитию элементарных математических представлений;
Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
Организация и руководство игрой;
Просветительская работа с родителями и педколлективом;
Создание математического уголка;
Оформление выпуска математической газеты;
Проведение промежуточной диагностики;
Подготовка презентации проекта.
Этапы и сроки проведения проекта
3 этап: заключительный (май)
анализ и оценка полученных результатов;
обобщение опыта работы;
заключительная диагностика детей;
математическая обработка данных;
проведение презентации
проекта на м/о.
Общая стратегия работы
Примеры дидактических игр
Игры-путешествие во времени
Игры на ориентировки в пространстве
Игры с цифрами
и числами
«Путаница»
«Какой цифры не стало»
«Исправь ошибку»
«Живая неделя»
«Наш день»
«Когда это бывает»
«Отгадай, кто где стоит»
«Путешествие по комнате»
Игры с геом. фигурами
Игры на логическое мышление
«Чудесный мешочек»
«Геометрическая мозаика»
«Посмотри вокруг»
«Продолжи ряд»
«Угадай, что спрятано»
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта
разработка комплекса дидактических игр для подготовительной группы по математике
создание в группе математического уголка
проведение семинаров-практикумов для педагогов
повышение качество математической подготовленности к школе
повышение интереса к дидактическим играм по математике
Сравнительная диагностика развития математических представлений у детей
Выводы
Использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
Перспектива дальнейшей работы
Знакомство с новыми дидактическими играми по развитию элементарных математических представлений;
Подбор дидактического материала для детей младшего возраста;
Создание картотеки дидактических игр по развитию математических представлений по возрастным группам
Информационные ресурсы
Программа «От рождения до школы»./ Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Методические рекомендации к программе «От рождения до школы»./ Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.– М.: Издат. Дом «Воспитание дошкольника», 20.
Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62.
Колесникова Е.В. Математика для детей 6—7 лет: Учебно-методичес-кое пособие к рабочей тетради «Я считаю до двадцати». 3-е изд., дополн. и перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с. (Математические ступеньки).
Леушина,А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., 1994.