Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цели и задачи
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи:
- дать знания детям о Родине, родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в стране, городе;
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил наш, город, округ;
- воспитывать любовь к своей стране, родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться ими;
- познакомить с культурой и традициями, Ростовской области;
- формировать экологическую культуру детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Ожидаемый результат
Итоговым результатом является
Викторина, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
1 этап - подготовительный
- Изучение интереса детей для определения целей проекта;
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- Обращение к специалистам.
2 этап - практический
- Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Батайск», «Моя Родина – Ростовская область»;
- Оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Животный и растительный мир Ростовской области»;
- Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»;
- Оформление дидактических игр по краеведению: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»;
- Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями);
- Лепка «Животные и птицы Ростовской области»;
- Экскурсии и фото экскурсии по городу;
- Разучивание стихов песен о нашем городе;
- Оформление музыкального уголка в русских традициях;
3 этап - заключительный
Презентация проекта, отчёт о проделанной работе;
Викторина «Путешествие по городам нашей малой родины»;
Выставка продуктов детской деятельности;
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Научно-методическая литература
1.Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.2.И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.3.Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.4.Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.5.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.6.Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.7.И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.8.З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»9. Интернет- материалы.