Просмотр содержимого документа
«Педагогическая этика при работе с родителями»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением деятельности по физическому развитию детей №133
Педагогическая этика при работе с родителями
Подготовила: воспитатель
Лавренчук И.Д.
Комсомольск-на-Амуре
2021 год
Притча
Великий мудрец Эзоп, попавший в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства!
Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания!
Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему!», - воскликнул Крез.
Воспитатель – это не только профессия, но и социальный статус, которому нужно соответствовать. А для этого педагог должен обладать педагогической культурой.
Уважение родителей к педагогам начинается с теплой атмосферы встреч, уюта, с убеждения того, что здесь работают знающие, увлеченные люди, влюбленные в свое дело. Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями.
Почему появляются конфликты
Чаще всего инициаторами конфликтов выступают родители. Они сильно переживают за своих детей, передавая их в чужие руки. Поэтому, когда родителям что-то не нравится в работе воспитателя, появляются претензии.
Причины конфликтов
Родители требуют особого отношения к их ребенку, игнорируя общие правила детского сада.
Почему вы уделяете мало времени моему ребенку?
Почему вы заставляете его кушать или не следите, чтобы он все съел?
Почему вы так мало или так много гуляете с детьми?
Претензии родителей часто противоречивы. Родители не знают четких правил детского сада, прав воспитателей и своих прав в воспитательном процессе.
Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников складывается из:
Личностный компонент
Содержательный компонент (знания)
Деятельностный компонент (умения и навыки)
Личностные качества и установки
(личностный компонент)
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями.
Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
Умение ориентироваться в информации.
Умение конструировать программу деятельности с родителями.
Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями.
Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.
Групповое (фронтальное) общение – подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач.
Дифференцированное педагогическое общение – подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей.
Ребенок получил травму или царапину
Некоторые родители очень болезненно реагируют на любые повреждения ребенка, которые он получил в садике. Моментально появляется желание наказать обидчика и обвинить воспитателя в том, что он недоглядел за ребенком.
Воспитатель не умеет давать обратную связь родителям
Ваш ребенок совершенно невоспитанный.
Вы неправильно воспитываете ребенка, делайте вот так.
Сколько можно опаздывать на завтрак?!
На вашем месте я бы...”
Как построить диалог с родителями
Не торопитесь высказывать свое мнение и давать советы.
Внимательно выслушайте родителя, постарайтесь понять его проблему и покажите, что вы тоже хотите ее решить.
Все проблемы решайте в личной беседе с родителем, не привлекайте к разговору детей.
Чтобы улучшить взаимодействие с родителями, используйте технику “Я-высказывания” и алгоритм взаимодействия с семьей.
Техника “Я-высказывания”
Алгоритм
Опишите произошедшее событие без личной оценки происходящего.
Опишите причину возникновения чувства: “Я уважительно отношусь к вашему ребенку и имею право на уважительное отношение к себе со стороны детей”.
Сформулируйте просьбу к родителям. “Я прошу в течение недели обсудить с ребенком правила общения со старшими.
Алгоритм взаимодействия с семьей
Этап 1.
Контакт с родителями
Этап 2.
Особенности ребенка
Этап 3.
Общие принципы воспитания ребенка
Этап 4.
Согласился объединить с воспитателем усилия для воспитания ребенка
Этап 5.
Способы совершенствования форм воспитания
Пассивное
Слушание необходимо в случаях:
когда собеседник хочет высказать свое мнение или отношение к чему-либо.
Учимся слушать родителя
Пассивным
Активным
Активное
Слушание необходимо, когда желание говорить очень слабое или отсутствует, когда собеседник стремится получить более активную поддержку.
Учимся разрешать конфликты с родителями
Конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения — улаживать.
Алгоритмом разрешения конфликта
1. Выслушайте собеседника, не перебивая его.
2. Признайте чувства, которые собеседник испытывает.
3. Установите границы допустимого: «Я готов(а) вас выслушать, но слушать брань не буду».
4. Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка.
5. Выясните, как родитель воспринимает конфликт.
6. Четко сформулируйте предмет обсуждения, т.е. то, из-за чего возник конфликт.
7. Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одинаковые взгляды, а по каким — ваши мнения расходятся.
8. Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональных характеристик.
9. Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны.
Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию по методике Д.Б. Филонова
Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание с другой стороны.
Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы
Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.
Стадии контактного взаимодействия
Накопление согласия.
Поиск совпадающих интересов.
Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов.
Выявление качеств, опасных для взаимодействия.
Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации.
Согласованное взаимодействие.
Примерный кодекс общения
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.