Просмотр содержимого документа
«Основы коммуникативного развития дошкольников!»
Общение фундаментальный и ведущий способ коммуникативного развития детей.
Общение, как один из способов коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.
Многие родители не спешат отдавать ребенка в детский сад или на дополнительное обучение, аргументируя это тем, что ребенку хватает общения, гуляя на детской площадке, посещения гостей и так далее.
Хочется отметить, что общение является фундаментальным и ведущим способом коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет). В этот период происходит качественный скачок: ребенок переходит от ситуативно-делового общения со взрослым к более сложным формам и начинает активно осваивать общение со сверстниками. Очень важно, чтобы ребенок учился не просто быть, но и взаимодействовать, приспосабливаться и даже «выживать» в нашем сложном обществе,
Коммуникативное развитие – это процесс, в ходе которого ребенок осваивает средства и способы взаимодействия с окружающими людьми (речевые и неречевые), учатся понимать других и выражать себя.
Роль и особенности общения в младшем дошкольном возрасте
Общение со взрослым остается главным двигателем развития малыша.
-Источник знаний о языке: ребенок слушает, подражает, усваивает новые слова, грамматические конструкции. Взрослый является эталон речи.
-Создание «зоны ближайшего развития»: Взрослый задает вопросы, побуждает к высказываниям, помогает построить фразу, тем самым подтягивая речевые и коммуникативные навыки ребенка на новый уровень.
-Эмоциональная поддержка: доброжелательное общение создает безопасную среду, где ребенок не боится ошибаться, пробовать говорить, что является очень важным для развития диалогической речи.
Зарождение общения со сверстниками. Это качественно иной тип общения:
-Равноправное взаимодействие: со сверстником ребенок учится не подчиняться, а договариваться, сотрудничать, отстаивать своё мнение.
-Эмоциональная насыщенность: контакты с другими детьми очень эмоциональны, сопровождаются криками, смехом, жестами. Это стимулирует речевую активность.
-Потребность в совместной игре – способность договариваться, распределять роли, что невозможно без элементарных коммуникативных умений.
Один из важных элементов – это формирование диалогических умений:
- умение слушать и слышать собеседника
-умение задавать вопросы и отвечать на них
-умение поддерживать и завершать разговор
4. Воспитание культуры общения – использование элементарных слов вежливости.
Вывод:
Таким образом общение является не просто одним из способов, а центральным стержнем коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.