Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Обучение дошкольников пересказу"»
Обучаем дошкольников пересказу
Подготовила воспитатель МБДОУ Промышленновского д/с №1 «Рябинка» подготовительной к школе группы
Грязина Елена Валентиновна
Пересказ литературных произведений
Пересказ– это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение.
Е.И. Тихеева, А.М. Леушина, А.М . Бородич и другие авторы подчеркивают большое значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, развития их речи.
Значение пересказа
Пересказ положительно влияет на связность детской речи. Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
Требования к выбору произведений для пересказа
Виды пересказа
подробный (близкий к тексту)
краткий (сжатый)
выборочный
с перестройкой текста
с творческими дополнениями
ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕСКАЗАМ ДЕТЕЙТребования к пересказам детей1. Осмысленность(полное понимание текста)2. Полнота передачи произведения(отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения)3. Последовательность и связность пересказа4. Использование словаря и оборотов авторского текста5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа
Подготовительная работа:
Подготовка воспитателя:
а) выбор произведения с учетом речевых умений и навыков детей, воспитательных задач, времени проведения
б) анализ произведения и работа над выразительностью исполнения
в) отбор в тексте слов, непонятных детям, и приемов их объяснения.
2. Подготовка детей:
а) обогащение детского опыта путем наблюдений, рассматривания картин, бесед (в соответствии с содержанием текста)
б) объяснение незнакомых слов до чтения произведения
в) рисование, лепка после первичного ознакомления с текстом.
Структура пересказа
1. Вводная часть
Цель: вызвать интерес к
занятию, подготовить
детей к восприятию текста.
Приемы:краткая
вступительная беседа, показ
картинки, напоминание о
наблюдениях, загадка
2. Первичное чтение
произведения.
Сообщение названия,
автора, жанра.
Чтение без установки
на запоминание
4. Повторное чтение
с установкой на
последующий пересказ
3. Беседа по содержанию
произведения,
направленная на анализ
и запоминание текста
6 .Заключительная часть занятия.
Приемы:драматизация
произведения с помощью игрушек,
настольного и теневого
театра
5.Пересказы детей.
Методы и приемы обучения пересказыванию
Средняя группа
Старшаягруппа
Пересказ коротких
сказок и рассказов
(русские народные сказки
«Курочка ряба»,
«Волк и семеро
козлят», «Репка»,
рассказы К. Д. Ушинского
«Гуси», «Уточки»,
Л. Н. Толстого
«Сел дед пить чай»,
Сутеев «Цыпленок
и утенок» и др.)
Приемы: вопросы,
пояснения, показ
иллюстраций, упражнения
на развитие
выразительности
речи, прием
«отраженной речи»,
подсказ,
поощрение, совет
Подготовительная
группа
(Русские народные сказки
«Теремок», «Лиса и рак»,
рассказы К.Д. Ушинского
«Умей обождать», «Бишка»,
Л. Н. Толстого «Пожарные
собаки», «Котенок»,
Е. Чарушина «Почему
Тюпа не ловит птиц»)
Приемы:беседа, вопросы
(характеристика героев,
описание времени, места
действия, подбор
определений, сравнений),
план пересказа
(составленный в-лем или
совместно с детьми),
пространственная модель,
указания, оценка пересказа
детьми, пересказ по ролям,
инсценировка
(Русские народные
сказки «Заяц-хваста»,
«Лиса и Козел»,
рассказы К. Д. Ушинского
«Четыре желания»,
«Утренние лучи»
Л. Н. Толстого «Косточка»,
В. Бианки «Купание
медвежат», В. Осеевой
Просто старушка»,
«Плохо», Н. Сладкова
«Зеленые бабочки»,
«Сосулькина вода».
Приемы:выборочный
пересказ, пересказ от
лица героев, придумы-
вание продолжения,
сочинение рассказов
и сказок.
Для полноты и яркости пересказа пользуются следующими приёмами: