Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем»
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем»
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависит успех обучения в школе, общение со сверстниками. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой- учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем»»
Консультация для педагогов
«Обучение дошкольников пересказу с использованием опорных схем»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». (К.Д.Ушинский)
Пересказ литературных произведений в детском саду относится к одному из видов речевой деятельности на занятиях по развитию связной речи. Умение пересказывать художественный текст имеет огромное значение в жизни ребенка. От него зависит успех обучения в школе, общение со сверстниками. Обучение пересказу, с одной стороны, приучает слушать, анализировать, осмыслять литературный текст, с другой- учит последовательно и выразительно передавать текст произведения. Занятия по пересказу формируют навыки грамматически правильной речи, обогащает словарный запас и закрепляет произношение трудных звуков русского языка. Занятия отлично тренируют произвольное внимание, память и воображение. Все это – отличная база для выполнения устных школьных заданий, написания изложений и сочинений.
Между тем образовательная практика показывает, что даже опытные педагоги нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу. Ситуация усложняется еще и тем, что педагоги не всегда знают, как правильно должна строиться работа по обучению пересказу, какими приемами лучше воспользоваться.
Работая с детьми при обучении пересказу нужно использовать наглядность, яркость изображений основного текста (в младшем возрасте), составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов (в старшем возрасте), отнести двукратное чтение и работу над содержанием текста на занятие по художественной литературе, а занятие по развитию речи использовать как работу по пересказу, увеличивая речевую активность, то ребенок быстрее научится пересказывать, и на занятии по развитию речи можно спросить пересказ большее количество ребят. Не нужно опасаться, что использование символико – моделирующих средств делает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребенком разных структур языка.
Задача педагога, родителей состоит в методически грамотной организации детского пересказа как средства развития связной речи ребенка – дошкольника.
Для достижения наилучшего результата и стойкости полученных навыков при формировании связной речи у детей эффективным коррекционным средством при обучении пересказу детей с ОНР служат приёмы мнемотехники.
В обучении пересказу применение мнемотехники на основе русских народных сказок, так как сказка – неизменный спутник детства – играет огромную роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой, главным видом деятельности ребенка. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Ему легче установить ассоциативные связи с любимыми героями и понятными персонажами. Четкая композиция и понятная последовательность происходящих событий способствуют легкому запоминанию и воспроизведению текста.
Дошкольный возраст - формирование образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (модели, схемы, таблицы). Как установили психологи, Л.Венгер, А.Запорожец, Ж.Пиаже и другие, ребенок в этом возрасте способен к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Поэтому педагог должен лишь научить ребенка читать графическую аналогию.
Мнемотехника или мнемоника в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает сказки четкими, связными и последовательными.
Наблюдение за детьми среднего возраста, занятия по развитию речи показали, что дети не могут пересказывать небольшие сказки, у них маленький словарный запас, предложения простые, часто в них выпускаются различные части речи, наблюдается неправильное произношение гласных и согласных звуков, шипящих. Дети только начинают участвовать в беседах и делиться элементарными впечатлениями, основанными на ярких образах. В среднем возрасте память ребенка непроизвольна. Он не ставит перед собой цели запомнить и воспроизвести и не прилагает усилия для запоминания. В его памяти остаются только интересные красочные события и образы. Поэтому необходимо использовать яркие цветные таблицы, которые представляют собой последовательное изображение сказки в виде образов, отраженных на бумаге. Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки. Вне занятий детям предлагается кукольный театр по этой сказке, где каждый ребенок может попробовать себя в разных ролях.
Работа по применению метода мнемотаблиц продолжается в старшей группе. В старшем возрасте работа по развитию связной речи связана с дальнейшим развитием всех компонентов устной речи и практически овладением нормами речи. Педагоги должны сформировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Начинает формироваться произвольная память. Однако запоминание и припоминание остаются эпизодическими. Дошкольный возраст -возраст формирования образных форм сознания. Исходя из этого, становится понятным, что графическое изображение сказки помогает пересказать ее последовательно, связно. Дети к старшему возрасту уже приобрели навык рисования и владения карандашом. А замена образа героя сказки на определенный символ интересно им. Им легче нарисовать в таблице символ (О), чем изобразить медведя. Да и сказки в этом возрасте более сложны по сюжету, длиннее, больше героев. Метод использования готовых таблиц в этом возрасте уже недостаточен. Дети могут больше. Они с удовольствием совмещают зарисовывание сказки с пересказом. Это – своеобразная игра. В рисунках-схемах дети упрощают рисование героев, замещая их символами отдельных частей (хвост – у лисы, зубы – у волка, длинные уши – у зайца). В таблице изображают также природные явления: снег, дождь, тучи, солнце. Речь становится более яркой. Дети все более активно играют в театр, диалоги между детьми более насыщенны.
В подготовительной группе речь совершенствуется как средство общения. Дети не просто легко пересказывают текст сказки, не пропуская сюжетов, так как графически отображают в таблице, но еще и творчески подходят к замене образов на символы. Дети сами выбирают тот символ, который им доступен и понятен. Они также используют буквенное обозначение: осень - О, зима - З или используют короткие слова, ветер – наклоненное дерево и т.д. Все это ведет к эффективности сохранения и воспроизведения информации.
Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, кукольный и настольный театры, драматизации изучаемых сказок. Все это помогает детям развивать связную речь, зрительное восприятие, образное и логическое
Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с ОНР.