Наставничество как форма обеспечения профессионального становления молодых педагогов
Наставничество как форма обеспечения профессионального становления молодых педагогов
От того,как пройдет адаптация молодого педагога-дошкольника зависит,состоится ли вчерашний выпускник как профессионал,останется ли он в сфере дошкольного образования.В связи с этим очень велика роль наставничества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Наставничество как форма обеспечения профессионального становления молодых педагогов»
На Седьмом Всероссийском сьезде дошкольных работников отмечено Президентом Российской академии образования О.Ю. Васильевой, что мы живем в стремительно изменяющемся мире и это не может не бросать вызов и системе образования, ее реформированию.
Наилучшей результативности работы с детьми способствует высокая компетентность педагогов, постоянный рост их профессионального мастерства .На данном этапе востребован педагог с духовным, личностным опытом, с творческим подходом к своей работе .Именно поэтому уделяется огромное внимание профессиональному становлению воспитателя, Это касается и молодых педагогов без опыта или с малым опытом педагогической практики .Первое время у новичков может наблюдаться неуверенность в работе, в своих силах и даже сомнения в правильности выбора специальности. И это понятно. Ведь огромный багаж теоретических знаний, что получили молодые воспитатели в учебных учреждениях мертв без их практического применения. А показать ,как равномерно и правильно, умело и рационально использовать их в непосредственной работе с дошкольниками задача педагога – наставника.
И не зря на том же сьезде наставничество было выделено в отдельную, обширную тему .В частности, говорилось о профессиональных трудностях в процессе адаптации молодого педагога , о его вхождении в профессию. От того , как пройдет адаптация зависит, состоится ли вчерашний выпускник как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В нашем дошкольном учреждении трудятся два молодых специалиста , которые еще учатся в педагогическом колледже. Адаптация их проходит достаточно успешно, ведь свой труд в детском саду они начали еще в качестве помощников воспитателя .И все же требуется время, помощь, советы и рекомендации старших товарищей с большим опытом работы ,чтобы профессиональное становление и педагогическое мастерство молодых воспитателей прошло как можно качественнее и быстрее.
В связи с этим мне была предоставлена возможность стать их наставником .Из опыта работы знаю, что профессиональная адаптация проходит хорошо ,если на момент вхождения в новое образовательное учреждение новичок достаточно мотивирован и внутренне педагогически направлен, с другой стороны ,отмечу ,что немаловажную роль в становлении педагога играет активная поддержка коллегами его личностного роста, а также обязательный учет личностных особенностей и интересов.
Внимательно понаблюдав за работой молодых воспитателей и проведя анкетирование, а также учитывая их предложения и пожелания, решила скоординировать свою работу в образовавшемся тендеме в эколого – валеологическом направлении.
Я использую разные формы работы , с учетом того потенциала, который имели начинающие педагоги, вступив в свой первый педагогический коллектив ,с учетом внутреннего настроя на выбранную профессию и др..
Формы работы :
-работа с молодыми педагогами, имеющими хорошую методическую (теоретическую ) базу и желающими освоить выбранную профессию ;
-работа с педагогами, имеющими недостаточную теоретическую базу, окончательно не определившимися в выбранной профессии, т.е. слабо мотивированными ;
-работа с педагогами, имеющими недостаточную теоретическую базу, но желающими все освоить, любящими детей и т.д..
В зависимости от вышеуказанных форм работы поставила и соответствующие задачи работы с группой новичков :
1.Помочь молодым педагогам адаптироваться в педагогической деятельности .
2.Заинтересовать в выбранной профессии.
3.Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
4.Создать необходимые условия для успешного повышения мастерства молодых специалистов, а именно :
-помогать на их рабочем месте;
-привлекать к участию в методических обьединениях, ,педагогических советах;
-организовывать посещение кружков по выбранному направлению;
-участвовать в постоянно действующих семинарах – практикумах , исходя из того, что семинары направлены на повышение уровня практической подготовки молодых воспитателей, на совершенствование практических навыков, необходимых в работе.
Определившись с задачами ,я отметала для себя ,по крайней мере, две компетенции ,которые нужно сформировать у молодых педагогов нашего дошкольного учреждения, это :
1.Наставничество в предметной сфере (умение структурно правильно проводить занятия вообще, и по выбранному направлению ,в частности ).
2.Наставничество в методической сфере, поскольку работа наша творческая, не шаблонная, требует постоянного самосовершенствования, а помогает нам в этом методическая литература, которая в наш мчащийся век постоянно обновляется, пополняется все новыми и новыми материалами (по большей части из интернет ресурса).
Охватить все, даже опытному педагогу ,очень сложно, а молодому воспитателю тем более. От информации, как говориться, голова кругом. Стараюсь систематизировать этот материал и дозированно предлагать своим подопечным :
-с учетом целей и задач ,поставленных перед дошкольными учреждениями системой образования.;
-с учетом годового плана учреждения , утвержденного руководителем ;
-в зависимости от текущих педагогических и общественных мероприятий и т.д..
Для обогащения теоретической базы молодых специалистов, предлагаю их вниманию консультации, беседы, где особое внимание уделяю :
-изучению документов нормативно-правового обеспечения ДО (Декларация прав ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», и др.);
-изучению текущих современных методик по выбранному направлению(Аксенова З.Ф.Войти в природу другом ;Егоренков Л.И.Экологическое воспитание дошкольников;
Доскин В.А.Растем здоровыми ;.Крылова Н.И.Здоровьесберегающее пространство в ДОУ и др.)
Немаловажную роль в освоении профессией играют семинары-практикумы.
«Круглые столы» помогают поставить всех участников в равное положение, предоставляют возможность высказать свое мнение и в итоге сформулировать общее мнение. Здесь отсутствует регламент, строгая структура проведения. Такая форма работы очень мотивирует молодых специалистов, помогает быстрее адаптироваться, устраняет скованность, нерешительность, делает его активным , заинтересованным.
Провела «Круглый стол» на тему : «Как организовать квэст – игру на развитие эколого-валеологического представления детей старшего дошкольного возраста».
«Аукцион идей» , кроме систематизации и распространения педагогического опыта может иметь целью – активизировать деятельность молодого специалиста, ,дать возможность применить свои знания на практике, поможет перейти от репродуктивной деятельности к исследовательской.
Провела «Аукцион идей» на тему: «Эколого-валеологическая деятельность как средство формирования творческих способностей детей».
Для систематизации работы в выбранной теме мною был составлен план работы воспитателя- наставника, куда вошли занятия для детей по экологии и валеологии, беседы и наблюдения в утренние часы, на прогулке, во второй половине дня. С целью углубленного изучения темы привлекла молодых коллег к просмотру занятий у опытных воспитателей,им была оказана помощь в подготовке и проведении ответных занятий, привлекла к участию в педагогических советах, , конкурсах, кружках и т.д..
На педагогическом совете, посвященном эколого-валеологической теме был предложен к рассмотрению и обсуждению мой авторский проект «План – программа по эколого-валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста». Было решено взять эту программу за основу в воспитательно – образовательной работе молодых коллег и внедрять в практике при формировании эколого-валеологического сознания детей.
Для стимулирования креативных проявлений молодых педагогов задействовала их в создании выставки детского творчества на тему : «Вода всем нужна», в конкурсе детских рисунков на тему : «Где прячется здоровье».
Таким образом, используемый разносторонний и системный подход в работе по наставничеству помогает мне достаточно быстро и качественно адаптировать молодых воспитателей к работе с детьми, формировать мотивацию к дальнейшей успешной педагогической деятельности, помогает совершенствоваться , раскрыть весь свой педагогический потенциал.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета для молодых воспитателей
1Фамилия, имя, отчество.
2.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она заинтересовала Вас?
3.Что главное в этой профессии по Вашему мнению?
4.Какими личностными качествами должен обладать педагог?
5.Какаи чувства Вы испытывали в период адаптации?
6.Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку? В чем видите трудности?
7.Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии?
8.В какой помощи больше всего нуждаетесь?
9Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?
10.Есть ли любимая педагогическая тема ,над которой Вы хотели бы работать?.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
План работы наставника с молодыми воспитателями
Тема
Рассматриваемые вопросы
Сроки
1Знакомство с молодым воспитателем, изучение документов, ведение обязательной документации воспитателя
-изучении нормативно-правовых документов(Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка ,Конституция РФ ,Федеральный закон «Об образовании», ГОС ДО и др.);
-обучение составлению календарного плана, табеля посещаемости, тетради утреннего приема детей и др.).
сентябрь
2.Разработка плана педагогического становления молодого воспитателя
-помощь в составлении индивидуального плана;
-участие во внутрисадовых, районных, республиканских мероприятиях;
-составление молодым специалистом конспектов занятий по экологии и валеологии ;
-состаления конспектов наблюдений и бесед с детьми в утреннее время ,на прогулке,во второй половине дня
В течение года
3.Выбор темы для углубленного изучения
-эколого-валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
октябрь
4.Секреты мастерства
-просмотр занятий у опытных педагогов(о здоровом образе жизни, о личной гигиене, о своем теле, о живой и неживой природе и др.);
-составление конспектов занятий ,прогулок, бесед на выбранную тему;
-просмотр занятий у молодых педагогов;
-организация выставки детского творчества;
-организация конкурса детских рисунков
В течение года
5.Самообразование молодого специалиста
-подбор методической литературы для широкого изучения темы;
-планирование работы по выбранной теме на год;
-использование плана – программы наставника;
-участие в работе Круглого стола;
-участие в работе Аукциона идей;
-участие в работе кружка по экологии
В течение года
6.Педагогические ситуации
-советы и рекомендации наставника;
-семинары по анализу педагогической ситуации в тендеме педагог –педагог, педагог-ребенок
В течение года
7.Достижения молодого воспитателя
-систематизация наработок;
-методическая выставка результатов педагогической деятельности молодого воспитателя
Май-июнь
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №336 г.ДОНЕЦКА»
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО