kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наставничество как форма обеспечения профессионального становления молодых педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

От того,как пройдет адаптация молодого педагога-дошкольника зависит,состоится ли вчерашний выпускник как профессионал,останется ли он в сфере дошкольного образования.В связи с этим очень велика роль наставничества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наставничество как форма обеспечения профессионального становления молодых педагогов»

На Седьмом Всероссийском сьезде дошкольных работников отмечено Президентом Российской академии образования О.Ю. Васильевой, что мы живем в стремительно изменяющемся мире и это не может не бросать вызов и системе образования, ее реформированию.

Наилучшей результативности работы с детьми способствует высокая компетентность педагогов, постоянный рост их профессионального мастерства .На данном этапе востребован педагог с духовным, личностным опытом, с творческим подходом к своей работе .Именно поэтому уделяется огромное внимание профессиональному становлению воспитателя, Это касается и молодых педагогов без опыта или с малым опытом педагогической практики .Первое время у новичков может наблюдаться неуверенность в работе, в своих силах и даже сомнения в правильности выбора специальности. И это понятно. Ведь огромный багаж теоретических знаний, что получили молодые воспитатели в учебных учреждениях мертв без их практического применения. А показать ,как равномерно и правильно, умело и рационально использовать их в непосредственной работе с дошкольниками задача педагога – наставника.

И не зря на том же сьезде наставничество было выделено в отдельную, обширную тему .В частности, говорилось о профессиональных трудностях в процессе адаптации молодого педагога , о его вхождении в профессию. От того , как пройдет адаптация зависит, состоится ли вчерашний выпускник как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В нашем дошкольном учреждении трудятся два молодых специалиста , которые еще учатся в педагогическом колледже. Адаптация их проходит достаточно успешно, ведь свой труд в детском саду они начали еще в качестве помощников воспитателя .И все же требуется время, помощь, советы и рекомендации старших товарищей с большим опытом работы ,чтобы профессиональное становление и педагогическое мастерство молодых воспитателей прошло как можно качественнее и быстрее.

В связи с этим мне была предоставлена возможность стать их наставником .Из опыта работы знаю, что профессиональная адаптация проходит хорошо ,если на момент вхождения в новое образовательное учреждение новичок достаточно мотивирован и внутренне педагогически направлен, с другой стороны ,отмечу ,что немаловажную роль в становлении педагога играет активная поддержка коллегами его личностного роста, а также обязательный учет личностных особенностей и интересов.

Внимательно понаблюдав за работой молодых воспитателей и проведя анкетирование, а также учитывая их предложения и пожелания, решила скоординировать свою работу в образовавшемся тендеме в эколого – валеологическом направлении.

Я использую разные формы работы , с учетом того потенциала, который имели начинающие педагоги, вступив в свой первый педагогический коллектив ,с учетом внутреннего настроя на выбранную профессию и др..

Формы работы :

-работа с молодыми педагогами, имеющими хорошую методическую (теоретическую ) базу и желающими освоить выбранную профессию ;

-работа с педагогами, имеющими недостаточную теоретическую базу, окончательно не определившимися в выбранной профессии, т.е. слабо мотивированными ;

-работа с педагогами, имеющими недостаточную теоретическую базу, но желающими все освоить, любящими детей и т.д..

В зависимости от вышеуказанных форм работы поставила и соответствующие задачи работы с группой новичков :

1.Помочь молодым педагогам адаптироваться в педагогической деятельности .

2.Заинтересовать в выбранной профессии.

3.Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.

4.Создать необходимые условия для успешного повышения мастерства молодых специалистов, а именно :

-помогать на их рабочем месте;

-привлекать к участию в методических обьединениях, ,педагогических советах;

-организовывать посещение кружков по выбранному направлению;

-участвовать в постоянно действующих семинарах – практикумах , исходя из того, что семинары направлены на повышение уровня практической подготовки молодых воспитателей, на совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Определившись с задачами ,я отметала для себя ,по крайней мере, две компетенции ,которые нужно сформировать у молодых педагогов нашего дошкольного учреждения, это :

1.Наставничество в предметной сфере (умение структурно правильно проводить занятия вообще, и по выбранному направлению ,в частности ).

2.Наставничество в методической сфере, поскольку работа наша творческая, не шаблонная, требует постоянного самосовершенствования, а помогает нам в этом методическая литература, которая в наш мчащийся век постоянно обновляется, пополняется все новыми и новыми материалами (по большей части из интернет ресурса).

Охватить все, даже опытному педагогу ,очень сложно, а молодому воспитателю тем более. От информации, как говориться, голова кругом. Стараюсь систематизировать этот материал и дозированно предлагать своим подопечным :

-с учетом целей и задач ,поставленных перед дошкольными учреждениями системой образования.;

-с учетом годового плана учреждения , утвержденного руководителем ;

-в зависимости от текущих педагогических и общественных мероприятий и т.д..

Для обогащения теоретической базы молодых специалистов, предлагаю их вниманию консультации, беседы, где особое внимание уделяю :

-изучению документов нормативно-правового обеспечения ДО (Декларация прав ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон «Об образовании», и др.);

-изучению текущих современных методик по выбранному направлению(Аксенова З.Ф.Войти в природу другом ;Егоренков Л.И.Экологическое воспитание дошкольников;

Доскин В.А.Растем здоровыми ;.Крылова Н.И.Здоровьесберегающее пространство в ДОУ и др.)

Немаловажную роль в освоении профессией играют семинары-практикумы.

«Круглые столы» помогают поставить всех участников в равное положение, предоставляют возможность высказать свое мнение и в итоге сформулировать общее мнение. Здесь отсутствует регламент, строгая структура проведения. Такая форма работы очень мотивирует молодых специалистов, помогает быстрее адаптироваться, устраняет скованность, нерешительность, делает его активным , заинтересованным.

Провела «Круглый стол» на тему : «Как организовать квэст – игру на развитие эколого-валеологического представления детей старшего дошкольного возраста».

«Аукцион идей» , кроме систематизации и распространения педагогического опыта может иметь целью – активизировать деятельность молодого специалиста, ,дать возможность применить свои знания на практике, поможет перейти от репродуктивной деятельности к исследовательской.

Провела «Аукцион идей» на тему: «Эколого-валеологическая деятельность как средство формирования творческих способностей детей».

Для систематизации работы в выбранной теме мною был составлен план работы воспитателя- наставника, куда вошли занятия для детей по экологии и валеологии, беседы и наблюдения в утренние часы, на прогулке, во второй половине дня. С целью углубленного изучения темы привлекла молодых коллег к просмотру занятий у опытных воспитателей,им была оказана помощь в подготовке и проведении ответных занятий, привлекла к участию в педагогических советах, , конкурсах, кружках и т.д..

На педагогическом совете, посвященном эколого-валеологической теме был предложен к рассмотрению и обсуждению мой авторский проект «План – программа по эколого-валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста». Было решено взять эту программу за основу в воспитательно – образовательной работе молодых коллег и внедрять в практике при формировании эколого-валеологического сознания детей.

Для стимулирования креативных проявлений молодых педагогов задействовала их в создании выставки детского творчества на тему : «Вода всем нужна», в конкурсе детских рисунков на тему : «Где прячется здоровье».

Таким образом, используемый разносторонний и системный подход в работе по наставничеству помогает мне достаточно быстро и качественно адаптировать молодых воспитателей к работе с детьми, формировать мотивацию к дальнейшей успешной педагогической деятельности, помогает совершенствоваться , раскрыть весь свой педагогический потенциал.







ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкета для молодых воспитателей

1Фамилия, имя, отчество.

2.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она заинтересовала Вас?

3.Что главное в этой профессии по Вашему мнению?

4.Какими личностными качествами должен обладать педагог?

5.Какаи чувства Вы испытывали в период адаптации?

6.Как Вы оцениваете свою профессиональную подготовку? В чем видите трудности?

7.Изменилось ли Ваше отношение к выбранной профессии?

8.В какой помощи больше всего нуждаетесь?

9Какие факторы влияют на Ваше отношение к работе?

10.Есть ли любимая педагогическая тема ,над которой Вы хотели бы работать?.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

План работы наставника с молодыми воспитателями

Тема

Рассматриваемые вопросы

Сроки

1Знакомство с молодым воспитателем, изучение документов, ведение обязательной документации воспитателя

-изучении нормативно-правовых документов(Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка ,Конституция РФ ,Федеральный закон «Об образовании», ГОС ДО и др.);

-обучение составлению календарного плана, табеля посещаемости, тетради утреннего приема детей и др.).

сентябрь

2.Разработка плана педагогического становления молодого воспитателя

-помощь в составлении индивидуального плана;

-участие во внутрисадовых, районных, республиканских мероприятиях;

-составление молодым специалистом конспектов занятий по экологии и валеологии ;

-состаления конспектов наблюдений и бесед с детьми в утреннее время ,на прогулке,во второй половине дня

В течение года

3.Выбор темы для углубленного изучения

-эколого-валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

октябрь

4.Секреты мастерства

-просмотр занятий у опытных педагогов(о здоровом образе жизни, о личной гигиене, о своем теле, о живой и неживой природе и др.);

-составление конспектов занятий ,прогулок, бесед на выбранную тему;

-просмотр занятий у молодых педагогов;

-организация выставки детского творчества;

-организация конкурса детских рисунков

В течение года

5.Самообразование молодого специалиста

-подбор методической литературы для широкого изучения темы;

-планирование работы по выбранной теме на год;

-использование плана – программы наставника;

-участие в работе Круглого стола;

-участие в работе Аукциона идей;

-участие в работе кружка по экологии

В течение года

6.Педагогические ситуации

-советы и рекомендации наставника;

-семинары по анализу педагогической ситуации в тендеме педагог –педагог, педагог-ребенок

В течение года

7.Достижения молодого воспитателя

-систематизация наработок;

-методическая выставка результатов педагогической деятельности молодого воспитателя

Май-июнь

























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД №336 г.ДОНЕЦКА»















НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ФОРМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ













Составила

Воспитатель

Крутских Е.М.















г.Донецк 2022


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Наставничество как форма обеспечения профессионального становления молодых педагогов

Автор: Крутских Елена Михайловна

Дата: 05.12.2022

Номер свидетельства: 619255

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА   В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ "
    ["seo_title"] => string(80) "upravlieniie-profiessionalizatsiiei-piersonala-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii"
    ["file_id"] => string(6) "194656"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427800532"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(289) "Развитие творческого потенциала учителя математики в инновационном пространстве специализированной школы для одарённых детей (обобщение передового опыта)"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_uchitelia_matematiki_v_innovatsionnom_prostran"
    ["file_id"] => string(6) "625784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676482584"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства