Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста
Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста
Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Моделирование в развитии речи детей дошкольного возраста»
Моделированиев развитии речи детей дошкольного возраста
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Содержание мнемотаблицы- это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям
(Т.В. Егорова 1973г; А.Н. Леонтьев 1981 г.)
СУТЬ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ
Как установлено исследованиями психологовЛ.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиажеи других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию
развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
развитие основных психических процессов - памяти, внимания, воображения, образного мышления, речи
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
формирование навыка самостоятельного моделирования
формирование навыка самостоятельного моделирования
развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении
развитие у детей познавательного интереса
развитие у детей познавательного интереса
ЗНАЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В РЕЧИ ДЕТЕЙ СУЩЕСТВУЮТ МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ:
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение)
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами
бедность речи (недостаточный словарный запас)
плохая дикция
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
употребление нелитературных слов и выражений
НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТО:
опорные картинки
схемы
мнемотаблицы
карточки-символы
ЭТАПЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:
3 этап
1 этап
2 этап
составление модели педагога совместно с детьми
составление модели педагога совместно с детьми
самостоятельное составление моделей детьми
самостоятельное составление моделей детьми
использование готового символа или модели
использование готового символа или модели
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ
предметные
пропорции
модели
взаимосвязь частей каких-либо объектов: технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма
плоскостная модель фигуры
модели построек
конструктивные особенности
передают - структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ
предметно-схематические модели
модель величины (большой, маленький)
модель формы
модель численности групп
(много, мало)
ВИДЫ МОДЕЛЕЙ
графические
модели
графики
схемы
формулы
составление
описательного
рассказа
составление и отгадывание загадок
беседа, диалог
составление рассказа по серии картинок
технология моделирования
составление рассказа по сюжетной картинке
заучивание
составление творческого рассказа
стихов
пересказ текста
ТРЕБОВАНИЯ К МОДЕЛИ:
чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания
быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней
ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены
Модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛЕЙ:
геометрические фигуры
опорные картинки (предметные картинки,
сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы)
мнемотаблицы, мнемодорожки
сенсорно-графические схемы
опорные схемы - карточки
карточки — символы
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
ПИКТОГРАММА ( рисунчатое письмо)
Пиктограмма сказки «Колобок»
Пиктограмма сказки «Маша и медведь»
МНЕМОТАБЛИЦЫ
(схематичное изображение основных этапов сказки)к русской народной сказке «Курочка Ряба»
сказка «Маша и медведь»
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Следует использовать картинно - схематические планы, которые содержат последовательность высказывания.
В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого ребенок учиться составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.
Дети младшего возраста с помощью схем могут рассказать следующие сказки:
«Репка»
«Колобок»
«Курочка Ряба»
Каждый ребенок участвует на занятии, если не рассказывает, то просматривает схему, проговаривает строки, соотнося их с картинками
«Колобок»
«Курочка Ряба»
Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
для дальнейшей работы необходимо: использовать на занятиях упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок:
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Петушок и бобовое зернышко»
Наличие зрительного плана делает рассказы детей четкими, связными и последовательными
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ОВОЩИ»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА : «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
С использованием схем можно провести следующие занятия:
пересказ сказок «Маша и медведь», «Три медведя», «У страха глаза велики», «Лисичка-сестричка и серый волк»
рассказывание сказки «Как утенок заблудился»
придумывание сказки «День рождения зайца»
составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес»
составление и разгадывание загадок
СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА
НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»
Солнце( времена года: весна и лето)
Луг (насекомые на лугу)
Улей (пчелы)
Муравейник (муравьи)
Бабочка (стадии развития бабочки)
Человек (какую пользу приносят насекомые?)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ»
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА«ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ»
ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ
СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ
СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
ВИДЫ СХЕМ
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ СХЕМЫ
СЕНСОРНО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ
ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ЦЕПНОЙ СТРУКТУРЫ С ОПОРОЙ НА ВЕРТИКАЛЬНУЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ МОДЕЛЬ
(по В.К.Воробьёвой)
ЛУЧЕВАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
Силуэты и контуры
ВЫВОД:
Применение метода наглядного моделирования существенно облегчает процесс овладения детьми навыками связной речи, позволяет успешно преодолевать недостатки в ее развитии.
Модель дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление
Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.
Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов