Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Обучение рассказыванию в детском саду"»
Обучение рассказыванию в детском саду
Консультация для воспитателей
Подготовлена учителем-логопедом
Медведевой Галиной Алексеевной
Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Развитие связной речи ребенка-дошкольника осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на занятиях. В соответствии с программными требованиями в группах систематически проводятся занятия по рассказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей: наблюдениями, играми, трудом, чтением книг, показом кинокартин, диафильмов и т. д.
(P.s. В данной консультации использована методика обучения рассказыванию дошкольников Э.П.Коротковой)
Вторая младшая и средняягруппаРассказывание с использованием игрушек и предметов
Рассказывание по картине
Пересказ
Рассказывание с использованием игрушек и предметов
На этих занятиях в качестве методических приемов обучения используются вопросы и указания воспитателя, а также образец. Что облегчает выполнение сложного задания? Игрушки, на которые надо указать в ответе, находятся в поле зрения детей. Глядя на них, ребенок контролирует свою речь, замечает, о чем он сказал и о чем еще надо сказать. Таким образом, педагог побуждает каждого ребенка строить речь, опираясь на наблюдение. Своими вопросами он нацеливает детей на употребление глаголов не только в форме настоящего времени, но и прошедшего и будущего.
Во второй младшей группе при обучении связной речи широко применяются игрушки и предметы. Занятия по рассматриванию и описанию игрушек — одни из самых любимых и интересных занятий по родному языку для детей трех-четырех лет. Обычно они проходят в эмоциональной игровой форме, очень оживленно, вызывая у ребят желание высказать свои впечатления. Дети рассказывают об игрушке и о действиях с нею.
Рассказывание по картине
Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине
В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе. По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами.
Пересказ
Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое проведение занятий по пересказу. Обучение пересказыванию вводится с декабря — января, однако, если у всех детей группы речь развита хорошо, занятия можно начинать с сентября. В течение учебного года дети пересказывают восемь — десять литературных текстов. Пересказ является новым для детей видом речевой деятельности.
Связная монологическая речь детей успешно развивается на занятиях по пересказу. Во второй младшей группе педагог учит детей следить за развитием действия в сказке, рассказе, сочувствовать положительным героям и постепенно подводит их к воспроизведению текста. Это осуществляется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой.
Старшая группа
Рассказывание с использованием игрушек
и предметов
Рассказывание по картине
Пересказ
Рассказывание на темы из личного опыта
Рассказывание с использованием игрушек и предметов
Под влиянием обучения у детей пяти-шести лет совершенствуется умение наблюдать и выделять характерные признаки предметов и явлений, объединять предметы но группе признаков, устанавливать простейшие связи между явлениями. Воспитатель не только составляет описательный рассказ, но и предлагает детям сначала воспроизвести его, а затем по аналогии построить собственные высказывания.
Рассказывание по картине
В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разно-образные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др. В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.
Пересказ
В пять-шесть лет дети пересказывают более свободно и непринужденно. Они уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы. После двукратного чтения сказки проводится беседа, в ходе которой дети отвечают на вопросы педагога, отражающие основные моменты сюжета. По окончании беседы педагог вновь рассказывает сказку и сообщает, что на следующем занятии дети будут ее пересказывать. На занятии, которое проводят через два-три дня, воспитатель опять читает текст и предлагает подготовиться к его пересказу. Если вызванный ребенок затрудняется начать изложение, педагог сам рассказывает начало сказки или просит детей помочь товарищу.
Рассказывание на темы из личного опыта
На занятиях такого типа речевой образец имеет большое значение: он помогает детям найти аналогичные случаи из своего опыта и овладеть формой изложения.
В начале учебного года может быть предложена тема «Моя любимая игрушка». Важным фактором для успешного выполнения речевого задания является активизация детской памяти.
В детском речевом творчестве значительное место занимают рассказы детей о себе, о дружбе со сверстниками, об интересных прогулках и играх, о трудовых делах. Важным вопросом в методике является выбор темы.
Подготовительная к школе группа
Рассказывание с использованием игрушек и предметов
Рассказывание по картине
Пересказ
Рассказывание на темы из личного опыта
Рассказывание по предложенным сюжетам
Рассказывание с использованием игрушек и предметов
В подготовительной к школе группе продолжается обучение рассказыванию на основе восприятия — дети учатся наблюдать и отражать наблюдаемое в рассказах-описаниях. В данной группе можно предложить несколько типов занятий, на которых решаются разные речевые задачи.
Занятие «О чем хочется послушать рассказ?» Цель: учить детей проявлять инициативу в отборе фактов для своих рассказов; формировать умение дополнять и оценивать выступления сверстников. Для описания используются предметы мебели, находящиеся в групповой комнате.
Игра-занятие «Кто дополнит рассказ?» Цель: упражнять детей в точном и подробном описании предметов, учить их внимательно выслушивать и дополнять рассказы товарищей. Для игры необходимо подготовить набор предметов: тетрадь, альбом, две коробки цветных карандашей, коробку с красками, портфель.
Игра-занятие «Из чего что сделано?» Цель: упражнять детей в умении группировать вещи по материалу, из которого они сделаны; описывать группу предметов, используя прилагательные деревянный, стеклянный, пластмассовый, металлический. Для описания используются предметы, находящиеся в групповой комнате, или специальные наборы игрушек — пластмассовых, деревянных, металлических.
Игра-занятие «Кто пришел покачаться на качелях?» Цель: совершенствовать умение детей описывать действия с игрушками; побуждать использовать в речи порядковые числительные; повышать интерес к рассказыванию по наблюдению. Для занятия надо подготовить игрушки, изображающие персонажей любимых детьми сказок (Красная Шапочка, Буратино, Снегурочка и др.).
Рассказывание по картине
В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития.
Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколько сценок в рамках одного сюжета.
Пересказ
В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.п.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения.
При подготовке детей к пересказу педагог должен активизировать в их памяти не только представления, накопленные в наблюдениях — на экскурсиях, прогулках, но и знакомые литературные образы. В структуре занятия большое значение имеет установка на пересказ. Обычно она дается после беседы о прочитанном, перед повторным чтением. Это способствует целенаправленному восприятию текста.
Рассказывание на темы из личного опыта
Рассказы детей седьмого года жизни несколько сложнее по структуре и по грамматическому строю, в них передается значительно больше фактического материала. Ребенок все чаще сам, без дополнительных вопросов и указаний взрослого, поясняет события, о которых рассказывает. Тематика рассказов из опыта отражает разнообразные наблюдения детей, их игры, прогулки, участие в доступных, интересных трудовых делах, жизнь в коллективе сверстников и т. д. Детям шести-семи лет могут быть предложены следующие темы: «Как мы отдыхали летом», «Наши новые игрушки», «Интересная прогул-ка».
Очень часто дети затрудняются начать рассказ. В этом случае педагог одним-двумя вопроса-ми выясняет, о чем ребенок хо-чет говорить, а затем предлагает свой вариант. В этой группе педагог продолжает учить детей рассказывать по готовому плану. Если объем материала для рассказа достаточно большой, целесообразно организовать коллективное рассказывание по намеченному плану.
Рассказывание по предложенным сюжетам
Обучение творческому рассказыванию по предложенному сюжету — сложный этап работы по формированию связной монологической речи. Сочинение ска-зок и рассказов рассматривается как проявление самостоятельной художес-твенной деятельности детей. Одним из важных методических вопросов обуче-ния творческому рассказыванию явля-ется вопрос о выборе сюжетов. Сюжет может быть одобрен, если он вызывает у детей желание придумать рассказ, сказку с четким композиционным пост-роением, с включением в них элемен-тарных описаний, если он соответствует опыту ребенка, уровню его речевого развития, затрагивает нравственные и
эстетические чувства, активизи-рует воображение, углубляет ин-терес к речевой деятельности. Ряд сюжетов ориентирует на придумывание рассказов морально-этического содержа-ния: «За что бабушка сказала внуку спасибо», «Вера — мами-на помощница». На всех заняти-ях следует полнее использовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы. Рекомендуется также исполь-зовать прием совместных дей-ствий — непосредственное учас-тие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием.
К приемам, активизирующим речевую деятельность дошкольников, относится совместное составление с воспитателем рассказов по выбранному сюжету: педагог начинает раскрывать тему, дети продолжают и заканчивают. Переключая детей на продолжение рассказа, воспитатель сообщает план, которого следует придерживаться. Целесообразно, чтобы дети услышали от самого воспитателя продолжение рассказа и его концовку.
При обучении творческому рассказыванию могут быть использованы заводные игрушки. Это значительно обогащает занятия. На занятиях по придумыванию сказок можно также предлагать детям сюжеты, связанные с музыкальными игрушками. На подготовительном, этапе дошкольники слушают звучание детских музыкальных инструментов и учатся строить описание на основе звуковых впечатлений.
Итак, занятия по обучению рассказыванию являются важным звеном в системе обучения связной выразительной речи детей дошкольного возраста и играют большую роль в развитии их творческой активности и самостоятельности. Они способствуют уверенному общению, помогают комфортно чувствовать себя в детском коллективе, раскрывают способности и творческий потенциал воспитанников. К тому же этот вид занятий очень интересен в плане использования разнообразных методических приемов, что помогает педагогам проявить свою индивиду-альность, показать владение инновационными технологиями и ИКТ.