Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Речевая готовность к школе"»
Консультация для родителей «Речевая готовность к школе: на что обратить внимание у ребенка с нарушениями речи»
Уважаемые родители!
Уже совсем скоро ваш ребенок пойдет в школу – это важный и ответственный этап в жизни всей семьи. Мы все хотим, чтобы учеба давалась ему легко, а школьная жизнь была наполнена успехами и радостью общения. Одним из главных кирпичиков в фундаменте успешного обучения является речевая готовность.
Для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) этот вопрос стоит особенно остро.
Речевая готовность – это не просто умение правильно выговаривать все звуки. Это целая система взаимосвязанных компонентов.
Давайте разберемся, что именно должно быть сформировано, чтобы первый класс не стал для ребенка стрессом.
Из чего складывается речевая готовность к школе?
1. Звукопроизношение.
Что должно быть: К моменту поступления в школу ребенок должен четко и правильно произносить все звуки русского языка изолированно, в словах, во фразах и в самостоятельной речи.
Почему это важно: Неправильное произношение автоматически перенесется на письмо. Ребенок будет писать так, как говорит.
2. Фонематический слух и восприятие.
Что должно быть: Умение на слух различать все звуки речи (например, «бочка» — «почка», «мишка» — «миска»). Это основа грамотного письма. Также сюда относится навык звукового анализа и синтеза: умение определить первый и последний звук в слове, назвать все звуки по порядку, «собрать» слово из звуков.
Почему это важно: Без этого навыка ребенок не сможет освоить правила орфографии, будет пропускать, и путать буквы на письме. Это прямая причина дисграфии.
3. Словарный запас (лексика).
Что должно быть: Богатый словарный запас, включающий не только обиходные слова, но и обобщающие понятия (одежда, транспорт, животные), слова-антонимы (широкий — узкий), слова-синонимы (бегемот — гиппопотам). Ребенок должен точно использовать слова в соответствии с их значением. Знать и называть слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), слова-признаки (прилагательные).
Почему это важно: Скудный словарь помешает понимать объяснения учителя, формулировать свои мысли, решать задачи по математике («найти сумму», «уменьшить на...»).
4. Грамматический строй речи.
Что должно быть: Умение правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе и падеже (например, «пять карандашей», а не «пять карандашов»), правильно использовать предлоги (В, НА, ПОД, ИЗ-ЗА и т.д.).
Почему это важно: Грамматические ошибки в устной речи приведут к таким же ошибкам на письме. Это затрудняет понимание написанного и говорит о низком уровне речевого развития.
5. Связная речь.
Что должно быть: Умение самостоятельно, логично и последовательно пересказать текст, составить рассказ по серии картинок или на заданную тему, описать предмет.
Почему это важно: Этот навык напрямую связан с усвоением материала по всем предметам (пересказ прочитанного, устные ответы), а также с написанием изложений и сочинений.
6. Коммуникативные навыки.
Что должно быть: Умение свободно вступать в диалог с учителем и сверстниками, задавать вопросы, отвечать на них, просить о помощи.
Почему это важно: Школа – это социальная среда. Неумение общаться приведет к изоляции, неуверенности в себе и нежеланию идти в школу.
Чем опасна НЕготовность? Риски для ребенка с ТНР:
Дисграфия и дислексия : стойкие нарушения письма и чтения.
Неуспеваемость : особенно по русскому языку и чтению. Не умение быстро прочитать и понять смысл задания, приводит к неуспеваемости по остальным предметам.
Негативное отношение к учебе : постоянные неудачи убивают мотивацию.
Школьная тревожность и неврозы : ребенок чувствует себя «плохим», «глупым» на фоне успешных одноклассников.
Что делать? Наши совместные действия:
Активное сотрудничество с логопедом. Выполняйте все рекомендации и домашние задания. Наша команда: вы + логопед + воспитатель.
Создание речевой среды. Больше разговаривайте с ребенком, задавайте открытые вопросы («Почему ты так думаешь?», «Как мы это можем сделать?»), обсуждайте прочитанные книги и просмотренные мультфильмы.
Развивающие игры. Играйте в игры на развитие звукового анализа («Какой звук первый/последний?»), обогащение словаря («Назови все круглое/легкое»), грамматики («Один — много», «Назови ласково», «Подбери слова, какой/ какая/ какое/ какие?»).
Развитие мелкой моторики. Лепка, конструкторы, составление пазлов, мозаики, шнуровка, штриховка – все это готовит руку к письму и стимулирует речевые центры мозга.
Формирование позитивного настроя. Говорите о школе как о чем-то интересном и важном. Подчеркивайте сильные стороны ребенка.
Уважаемые родители!
Наша цель — дать ребенку уверенность. Уверенность в том, что он сможет красиво отвечать у доски, легко знакомиться с одноклассниками и понимать все, что говорит учитель.
На сегодняшний день, выполнение домашних заданий и постоянное общение с ребенком — это 50% нашего с вами успеха.