kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевая готовность к школе. Консультация для родителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

консультация для родителей. речевая готовность к школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевая готовность к школе. Консультация для родителей»

Речевая готовность к школе. Консультация для родителей

Консультация для педагогов и родителей по теме "Речевая готовность к школе".


Описание материала: Предлагаю вам консультацию по речевой готовности дошкольника к школьному обучению. Данный материал будет полезен и родителям, и педагогам.
* * *
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно при помощи речи, устной или письменной, ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ребенок, будучи учеником, овладеет чтением и письмом. 
На что необходимо обратить внимание:
Речевая коммуникация
Звукопроизношение
Фонематическое восприятие
Словарь
Грамматика
Связная речь

1. Говоря о речевой коммуникации, важно отметить, что к началу школьного обучения ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Ребёнку с плохо развитой речью трудно вступать в общение с окружающими, он не может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками. Ребенок может стать молчаливым, замкнутым, раздражительным. 

2. Немного остановимся на звукопроизношении и фонематическом восприятии – в норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. Придя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить все звуки в словах и в потоке речи. Он не должен пропускать звуки, искажать или заменять другими. 
Одним из условий успешного обучения в школе является хорошо развитое фонематическое восприятие будущего школьника. Это способность ребенка воспринимать звуки, фонемы, на слух и четко их различать. Например, слышать и различать схожие по звучанию звуки родного языка (шипящие – свистящие [ш-с]; звонкие – глухие [з-с]; твёрдые – мягкие [с-с’]). Также, старший дошкольник должен уметь определять позицию звука в слове (находить его место – начало, середина или конец слова).
Чем же может быть чревато несовершенство фонематического восприятия? 
Детям с фонематическими нарушениями восприятия будет очень сложно овладеть навыками анализа и синтеза звукового состава слова, что может послужить, в свою очередь, причиной появления дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма). 
Как и любые способности, фонематическое восприятие можно и нужно развивать и совершенствовать. 
Для этого есть множество игр-упражнений:
- повторение слоговых цепочек «Скажи как я»: «ма-мо-мы-му-мэ», 
- определение лишнего слога: па-па-ба-па, кы-гы-кы-кы и т.д.;
- нахождение слов с заданным звуком «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [р]»;
- «Аукцион слов»: кто больше назовет слов с заданным звуком;
- игра «Цепочка»: каждое последующее слово начинается с последнего звука слова предыдущего: дом – мост – трон – нос и т.д.;
- определение места звука в слове: начало, середина, конец слова;
- деление слов на слоги;
- звуко-буквенный анализ слов (определение количества звуков в слове, их последовательность);
- «Звук заблудился». Читаем детям стихотворные строки, предлагаем найти ошибку и исправить ее:
На пожелтевшую траву
Роняет леВ свою листву.
Маше буЛка надоела,
Маша буЛку не доела.

3. Словарь – к началу школьного обучения у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи ребенок должен активно использовать обобщающие слова (транспорт, мебель, музыкальные инструменты, головные уборы и пр.); антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.); синонимы (например: пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.
Игры-упражнения:
- «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Кто больше назовет слов-действий про лягушку, папу и т. д.», «Кто больше подберет слов-признаков про маму, про ветер…»

4. Грамматика – к началу школьного обучения ребёнок должен уметь образовывать падежные формы имен существительных: например, Мальчик кормит кого (собаку, козу и т.д.), Девочка мечтает о чем (о платье, о кукле). Преобразовывать имена существительные ед.ч во мн.ч.: например, бабочка – бабочки, вагон – вагоны, гнездо – гнёзда, ухо – уши. Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (Мама купила красную ленту.), согласовывать существительные с числительными (одна тетрадь, три тетради, пять тетрадей; один карандаш, два карандаша, семь карандашей). Изменять глаголы по временам (делал, делаю, буду делать). Понимать различные грамматические конструкции: например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: например, (ключ – ключик; звезда - звездочка); образование прилагательных от существительных (шкаф из дерева – деревянный, хвост лисы – лисий); образование глаголов от прилагательных (красный – краснеть, жёлтый - желтеть). Образовывать однокоренные слова по образцу (стол – столовый, сад – садовый). Уметь употреблять предлоги (выглянул из-за угла, залез под стол).

5. Связная речь – к началу школьного обучения ребёнок должен уметь: 
- составлять предложения из 3, 4, 5 слов; 
- уметь называть в предложении только второе слово, только четвёртое и т.д.;
- пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки;
- составлять рассказы-описания, рассказы по сюжетной картине, по серии картин;
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение).

Мы взрослые должны помнить, что необходимо использовать каждую возможность общения с ребенком. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. Разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. И самое главное – учиться слушать и слышать ребенка! Ведь не для кого не секрет, что рассказывать хочется только тогда, когда это кому-то интересно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Речевая готовность к школе. Консультация для родителей

Автор: Асылбаева Земфира Султановна

Дата: 27.09.2018

Номер свидетельства: 479061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»."
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevaia_gotovnost_rebenka_k_shkole_3"
    ["file_id"] => string(6) "616489"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667329177"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Консультация для родителей "Подготовка детей к школе""
    ["seo_title"] => string(54) "konsultatsiiadliaroditielieipodghotovkadietieikshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "326964"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463343112"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Презентация к консультации для родителей детей подготовительной к школе группе: "Речевая готовность детей к школе""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_konsultatsii_dlia_roditelei_detei_podgotovitelnoi_k_shkole_grupp"
    ["file_id"] => string(6) "615350"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1666159425"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Консультация для родителей: «Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_chto_mogut_sdelat_roditeli_chtoby_obespechit_rechev"
    ["file_id"] => string(6) "653882"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1719859341"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Консультация для родителей " Речевая готовность ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(65) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevaia_gotovnost_rebenka_k_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "486158"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1542468100"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства