Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Развитие речи детей младшего возраста через потешки"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ - САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПОТЕШКА- КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»
Подготовила :
Сапожникова О.Э.
ДНР, 2020г.
Цель: донести до родителей важность использования малых фольклорных форм.
Задачи:
-познакомить родителей с ценностью потешек для полноценного развития детей.
-дать рекомендации по использованию малых фольклорных форм.
-привести пример потешек для использования в повседневной жизни.
Описание: материал предназначен для родителей детей 2-3 лет.
Назначение: для оформления родительского уголка, для устной консультации воспитателя.
В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребенком- речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают формы правильного поведения. Помочь детям в этом - основная обязанность родителей и педагогов; взрослых, которые окружают детей и которым малыши доверяют.
Издревна, на помощь русскому народу приходит фольклор. Фольклор - это народное творчество, которое создается коллективно народом и отражает его многовековый опыт, мудрость поколений, принципы и идеалы. Самым эффективным способом передачи накопленных знаний детям раннего возраста являются малые фольклорные формы - потешки, прибаутки, сказки, народные песни, колыбельные, считалки, пословицы, поговорки, частушки, загадки… Значимость малых фольклорных форм невозможно переоценить- регулярное использование потешек и прибауток в повседневной жизни ребенка не только радует малыша, создает эмоциональную связь взрослого с ребенком, но и развивает его, в доступной форме прививая основы поведения самостоятельной жизни.
Дети любят потешки! И это не просто слова. Малые формы фольклора- это первые художественные произведения, которые слышит ребенок, и которые развивают его. Начиная с первого года жизни, малыш эмоционально откликается на ласковые слова мамы, обращенные к нему. Подрастая, ребенок легко запоминает часто повторяющиеся слова из народного творчества, и, услышав их, радостно улыбается и начинает счастливо лепетать. Использование малых фольклорных форм позволяет детям быстрее овладеть речью, развивать речевой слух ребенка, помогает овладеть интонационной стороной речи, плавность голоса и выразительностью, учит улавливать повышение и понижение голоса, обогащает словарный запас.
Ценность потешек определяется несколькими факторами: их можно соединять с движениями, они имеют определенный ритм и эмоциональность, и в игровой форме учат детей познавать жизнь. Большое значение имеют потешки для воспитания у детей раннего возраста дружелюбия, умения сопереживать. Совокупность всех выше перечисленных факторов позволяет ребенку проникнуться сутью потешки и научиться эмоционально выражать свои эмоции: грусть, радость, нежность, тревога. Одна из движущих сил развития ребенка- сила примера.
Потешки стимулируют детей подражать, закладывают основы правильного поведения. Для более эффективного восприятия потешек детьми, следует их читать ласковым, выразительным голосом, сопровождая слова соответствующими движениями и мимикой. Важно помнить, что использование потешек будет результативным только при готовности ребенка воспринимать их, при отсутствии признаков утомления.
Маленькие дети не умеют еще рассказывать о своих чувствах, не могут сказать, что им не нравится, в следствии чего, ребенок дает нам это понять доступным ему способом- плачем, криком.
Отличительная особенность детей раннего возраста- внимание легко переключается с одного объекта на другой. Один из способов справиться с детскими капризами и истериками- это отвлечь ребенка, переключить его внимание на другое. И в этом нам помогут потешки и игровые ситуации:
«Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики, Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок».
(данную потешку следует сопровождать действиями: постукиваниями, поглаживаниями, движениями рук, и эмоциональной речью).
«Ой, кто это?»
(Игровая ситуация предназначена для отвлечения ребенка от предмета каприза. Следует эмоционально воскликнуть «Ой, кто это?», направляя внимание ребенка в другое русло, после чего поддерживать внимание ребенка, завлекая рассказом о предмете рассматривания: «Смотри, какая большая красивая собачка! Она так интересно бегает, играет! Тебе нравится собачка?»).
Очень важно для полноценного развития, чтобы дети получали правильное, сбалансированное питание, однако, маленькие дети часто не любят полезные продукты. Помочь им в игровой форме полюбить полезную еду, так же помогут потешки:
«Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.
Нам кашки сварила, платочком накрыла.
Платочком накрыла и ждет нас, пождет,
И ждет, кто же первым придет».
«Это- ложка,
Это- чашка.
В чащке- гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала-
Кашки гречневой не стало!»
Чтение потешки стоит сопровождать эмоциональностью в речи и акцентрированием внимания детей на отсутствие еды в ложке и тарелке.
Потешки приходят на помощь и в режимных моментах, когда нужно умываться, вымыть руки, лицо, причесаться.
«Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки, вот вам хлеб и ложки».
«Мы ручки мыли? Мыли!
Мы ножки мыли? Мыли!
Мы спинку мыли? Мыли!
И т.д.
И теперь мы чистые заиньки пушистые!»
Укладывая детей на дневной сон, необходимо пробудить в них желание пойти отдохнуть, успокоить их, создать ощущение уюта:
«Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Настя на подушке!
На подушечке верхом!
Бух с подушки кувырком!»
«Тушки!
Тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки.
Очень важно чтобы дети просыпались в хорошем настроение:
Глазки просыпаются, Глазки открываются,
Потягушки- ножки,
Потягушки- пяточки,
Ручки и ладошки, Сладкие ребяточки!
Дай- ка локоточек
Мама поцелует!
Славный мой сыночек!
Как тебя люблю я!»
Существенную роль играют потешки в помощь при одевании детей на прогулку:
«Оля варежку надела,
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Оля варежку сняла-
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь, и найдешь!
Здравствуй, пальчик! Как живешь?»
Потешки оказывают не только развивающие действие, но и создают благоприятный климат, дарят ребенку ощущение собственной значимости:
«Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший!
Сашенька пригожий!»
Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребенка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной жизни!