Консультация для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ»
Консультация для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ»
Знакомство ребёнка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребёнка, удивляет его, даёт богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий, отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ- САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
консультация для педагогов
«ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ
НА ПРОГУЛКЕ»
Подготовил воспитатель
старшей логопедической группы
Коровко Т.В.
«15» февраля 2020г.
ДНР 2020
ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ НА ПРОГУЛКЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
«Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать»
В.А. Сухомлинский
Знакомство ребёнка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Всё привлекает внимание ребёнка, удивляет его, даёт богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий, отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в детском сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к нему.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Так, примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Поэтому необходимо помочь ребёнку выстроить целостную картину мира, в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты, а также нравственные нормы отношений между людьми. Надо научить ребёнка самостоятельно ориентироваться и действовать в мире.
Ознакомление дошкольников с окружающим миром и миром природы осуществляется как в ходе организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, в уголках природы и на участке детского сада, во время прогулки или экскурсии. Чтобы накопить конкретные представления об окружающем мире, углубить знания, полученные на занятиях, воспитатели широко используют труд, наблюдения, опыты на участке.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову воспитателя у детей образуются конкретные знания, развиваются мышление, речь, воспитываются материалистическое отношение, интерес и любовь к природе, чувство прекрасного.
В образовательном процессе наблюдение решает важные задачи накопления дошкольниками информационного, сенсорного, коммуникативного, исследовательского опыта, формирует познавательную потребность, развивает личностные качества. Однако только правильная организация этого метода познавательно-исследовательской деятельности способна раскрыть весь его потенциал.
Так, вне зависимости от вида и способа организации наблюдения, его задач и возраста воспитанников важно, чтобы они могли совершать собственные открытия, испытывать положительные эмоции, проявлять себя.
Подготовка к наблюдению
Руководство наблюдением складывается из: подготовки воспитателя и детей, проведения самого наблюдения и закрепления, полученных детьми представлений.
Выбор объекта наблюдения осуществляется воспитателем в соответствии с требованиями программы «Растим личность». При этом чтобы правильно отобрать доступные для наблюдения объекты, необходимо учитывать уровень развития наблюдательности у воспитанников данной группы. В выборе объектов воспитатель руководствуется и сроками наступления различных явлений в природе родного края. Далее педагог конкретизирует объем представлений, которые необходимо сформировать у детей в результате предстоящего, а также последующих (повторных) наблюдений.
Начиная со средней группы во время наблюдения, часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы т.д. Такая организация наблюдений довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия.
Организация наблюдений
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений, которые можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям.
При организации наблюдения следует соблюдать следующие правила:
• Объект наблюдения должен быть виден всем детям (поэтому важно продумать количество воспитанников, которые одновременно могут наблюдать за предметом). Каждый ребёнок должен иметь возможность потрогать, послушать, рассмотреть объект наблюдения поближе (если это требуется).
• Слово не должно подменять восприятие. Это значит, что комментарии воспитателя не должны опережать события, происходящие с объектом наблюдения (например, если происходит длительное наблюдение за посаженным растением, то воспитатель не должен описывать процесс того, как будут появляться всходы и первые листики; сообщить о том, что из-под земли проклёвывается росток можно после того, как он уже начал появляться).
• Восприятие объекта не должно длиться долго.
• Наблюдение нужно строить в соответствии с чёткой структурой.
Структура наблюдений
Наблюдение состоит из 3 этапов:
1. Начальный. На этом этапе нужно настроить детей на предстоящую работу. Детям дается время для подробного осмотра объекта. Они получают общее представление об объекте. Дети удовлетворяют любопытство и выражают свое отношение к наблюдаемому объекту. Слишком ярким и необычным начало быть не должно, иначе сильные эмоции помешают концентрации, а само наблюдение на фоне эффектного старта может показаться скучным и неинтересным.
2. Основной. Здесь реализовывается задуманное содержание наблюдения, организовывается самостоятельная деятельность детей. Воспитатель, учитывая возрастные особенности и возможности дошкольников, использует разнообразные приемы: поисковые вопросы, загадки, обследование объекта, сравнение одного объекта с другим, трудовые навыки дошкольников, игровые приемы, а также стихи и отрывки из художественных произведений. Вместе с детьми анализирует наблюдение: выявляет свойства, качества, признаки объектов, особенности состояния растений, поведение и образ жизни животных, устанавливает необходимые взаимосвязи. Таким образом, у детей вырабатывается навык планомерного наблюдения. Позиция педагога как старшего друга для ребенка, помогает сформировать у ребят первые навыки самостоятельности. Педагог уже может поручить детям выполнить одновременно два или три знакомых действия во время наблюдения. Наводящие вопросы педагога побуждают детей при наблюдении выделять главное, сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить разницу.
3. На завершающем этапе подводятся итоги, обобщаются знания, полученные в ходе наблюдения. Ещё один важный аспект этого этапа — эмоциональный. Дети после наблюдения должны пребывать в приподнятом настроении, тогда у них возникнет желание наблюдать за различными объектами снова и снова.
Каждое последующее наблюдение должно включать уже полученные знания и быть связано с предыдущим наблюдением. Только при таком подходе к наблюдению у дошкольников выработается система знаний, умений и навыков об окружающем мире, которая поможет сформировать у детей заботливое к нему отношение.
В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают:
• эпизодическими (первичное ознакомление с объектом наблюдения);
• длительными (установление причинно-следственных связей и зависимостей);
• итоговыми (обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).
Виды наблюдений:
1. Наблюдения за окружающим миром (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
2. Наблюдения за живой природой (растениями и животными). Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом, который приезжает на территорию детского сада, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. В данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
4. Наблюдения за трудом взрослых. В младшем и среднем возрасте наблюдают за трудом взрослых, находящихся в дошкольном учреждении. Сначала наблюдают за трудовой деятельностью взрослого и результатом этой деятельности. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе.
С конца средней группы дети ходят на экскурсии (аптека, магазин).
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы.
Требования к организации наблюдения
Каждый вид наблюдений требует руководства со стороны воспитателя. Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:
1. Устанавливать факты.
2. Формировать связи между частями объекта.
3. Накапливать представления у детей.
4. Проводить сопоставления.
5. Делать выводы и устанавливать связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.
Таким образом, в результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему.