Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Речевая готовность к школе"»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Кыштовского района
детский сад «Солнышко»
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ(консультация для педагогов)
Вильданова Н.Р
ЭТАПЫ УСВОЕНИЯЗВУКОВ РЕЧИ
Возраст ребенка
1 -2 года
Звуки
2 – 3 года
А, О, Э,
3 – 5 лет
П, Б, М.
И, Ы, У,
5 – 6 лет
Ф,В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й .
С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.
Л, Р.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Фонематический слух – способность человека различать звуки речи, слова близкие по звучанию.
Фонематическое восприятие – это умственное действие по анализу звучащей речи ( анализ звукового состава слова: порядок звуков в слове, место звуков в слове).
Задания для развития навыков фонематического восприятия
Найди картинки со звуком [Ш]
Определи место звука [Ш] в слове
Посчитай сколько звуков в слове ШАР
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию. К школьному возрасту в словаре ребенка должно насчитываться до 1500–2000 слов. Ребенок должен активно использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.), синонимы (лошадь, конь, скакун…), антонимы (грустный – веселый), слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).
Накопление словаря
Подобрать синонимы к характеристикам героев сказок :
Аленушка в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
персонажей сказки «Лисичка –сестричка и серый волк»
(дикие животные);
предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя»
(посуда).
ГРАММАТИЧЕСКИЙСТРОЙ РЕЧИ
Грамматический строй речи, ребенок усваивает в период от 2 до 8 лет. Важно своевременно помочь ребенку в овладении грамматической системой языка, иначе в школе ему будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта. К 7 годам ребенок должен уметь понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения.
ФОРМИРУЕМ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
Подбери к каждому слову родственные слова, например :
ЗАЯЦ —
ЗАЙКА, ЗАЙЧАТА, ЗАЙЧИК, ЗАЙЧИХА
Образуй новые слова (например: платье из шёлка
шёлковое платье).
Составь предложения из слов.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое.Под связной речью принято понимать развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми. Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй.
РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ
Рассмотри картинку, попробуй составить увлекательный рассказ .
Послушай рассказы. Попробуй пересказать каждый из них.
Лось — лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лось приходит лизать соль.