Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей «Речевая готовность дошкольников к обучению в школе»»
Консультация для родителей «Речевая готовность дошкольников к обучению в школе»
Скоро ваш ребенок пойдет в школу. Появятся новые заботы, радости, возможно, огорчения, которых будет значительно меньше, если малыш подготовлен к учебной деятельности.
Школа с 1-го класса предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха – важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
Связная речь ребенка – это результат овладения им всеми сторонами родного языка: фонетикой, лексикой, грамматикой. Требования, предъявляемые начальной школой к уровню развития связной речи первоклассника, очень высоки, так как на уроке он должен уметь пересказать прочитанное, рассказать, как он решил ту или иную задачу.
Овладеть грамотой и письмом в полной мере ребенок может в том случае, если он умеет слышать и различать звуки. В противном случае при письме он будет пропускать, переставлять буквы. Вот почему так важно на протяжении всех дошкольных лет уделять развитию речи ребенка, в том числе звуковой ее стороне, большое внимание.
Словарный запас ребенка, а также усвоение грамматического строя языка зависят от условий жизни, воспитания, а также от усилий, которые прилагают взрослые в этом направлении. Если на протяжении предыдущих пяти лет вы занимались с ребенком, то его речь к моменту поступления в школу достигнет определенного совершенства. К этому времени ребенок приобретает достаточный словарный запас, все реже допускает грамматические ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
Устная речь детей этого возраста почти не отличается от речи взрослых,
но, несмотря на то, что шестилетний ребенок имеет достаточный лексический запас, он еще не всегда может быстро подобрать нужное слово. Иногда дети смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), и неправильно употребляют их. Еще встречаются в речи и грамматические ошибки, чаще всего неправильное употребление окончания имен существительных множественного числа в родительном падеже ( много стеклов).
К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. Большинство детей четко и правильно произносят все звуки. В этот период жизни ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи: говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно; умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки в произношении звуков. Если у ребенка еще имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.
Задача родителей на данном возрастном этапе – совершенствовать связную речь ребенка. Работа эта должна идти в нескольких направлениях: расширение словарного запаса (овладение детьми самыми элементарными средствами художественной выразительности – эпитетами, сравнениями, синонимами, антонимами); развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений; формирование грамматически правильной речи; дальнейшее совершенствование звуковой культуры.
Знакомство с богатством, художественными средствами языка дает возможность ребенку сознательно относиться к своей речи. Он выбирает более подходящее слово, наиболее яркое, точное для выражения своей мысли.
Предлагаемые задания вызовут у ребенка интерес к слову, покажут ему, как много граней у одного и того же слова, сделают его речь эмоциональной и яркой.
Попросите ребенка подобрать слова, близкие по значению, но разные по звучанию (синонимы). Например, назовите словосочетание грустный мальчик и спросите: « Как можно назвать этого мальчика по- другому? Печальный, невеселый, огорченный. Погода пасмурная, а по- другому ее можно назвать дождливая, облачная» и т. д.
Ребята с интересом подбирают к названным словам слова противоположного значения (антонимы). Сначала приведите пример: «Один мальчик слабый, а другой - сильный». «Нож бывает острый, а бывает…тупой». «Один мальчик бегает быстро, а другой…медленно».
Детям нравится эта игра, и они обычно с удовольствием в нее играют. Нельзя только допускать, чтобы ребенок облегчал себе задачу и в ответ произносил слова с частицей не (несильный вместо слабый, неострый вместо тупой). Вариант этой игры - образовать глаголы с противоположным значением: «Кран открыли, а потом…закрыли», «Мальчик пришел, а потом…ушел».
Способствует расширению словаря и классифицирование предметов по определенным признакам. Предложите ребенку перечислить предметы, которые могут быть мягкими, круглыми или сладкими, или дать качественную характеристику какому-нибудь предмету ( стол – круглый, деревянный, письменный…).
Поиграйте с детьми в следующие игры:
- « Назови, кто (что) это». « Кресло»- говорите вы. « Мебель»- отвечает ребенок. «Воробей» (птица). «Жук» ( насекомое). « Лук» (овощ). Предложите ребенку закончить фразу: «Пошла бабушка в магазин и купила овощи…». Ребенок перечисляет, что именно купила бабушка. Или, что можно купить в магазине «Игрушки».
- «Угадай, что это?». Назовите основные качества какого-нибудь предмета, а ребенку предложите определить, что это. Например: круглый, сочный, красный, растет на грядке (помидор).
- «Как называется шапка из меха (меховая), стакан из стекла (стеклянный), стул из дерева (деревянный).
- Из двух слов образуйте одно: у куклы голубые глаза (голубоглазая); длинные волосы (длинноволосая).
- Пыль сосет - пылесос, звезды падают - звездопад, кофе мелет - кофемолка, мясо рубит - мясорубка и т. д. и наоборот из одного слова - два: вездеход- везде ходит, кофеварка- кофе варит.
Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает чтение произведений художественной литературы, загадки, потешки, стихи, считалки, скороговорки.
Дети часто неправильно употребляют имена существительные множественного числа в родительном падеже: окнов вместо окон, яблоков вместо яблок. Поупражняйте ребенка следующим образом. Произнесите фразу: « У меня есть груша». Ребенок должен поставить существительное во множественном числе: « У меня много груш». Некоторые дети неверно употребляют падежные окончания: у маме, в лесе вместо у мамы, в лесу.
Умение правильно употреблять падежные окончания, нужные предлоги отрабатывается при помощи специально поставленных вопросов: «Укого длинный хвост?» (у лисы), « Чем мы пишем?» (ручкой), « Где могут играть дети?» (в саду, на улице).
Хорошее упражнение для развития речи – рассматривание картинок и составление по ним рассказа. Учите ребенка сжато передавать содержание сказок, рассказов.
Речь ребенка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители неверно ставят ударение в словах, изменяют несклоняемые существительные, то нет ничего удивительного в том, что ребенок допускает эти ошибки в своей речи. Помните о том, что общение с вами обогащает ребенка, доставляет ему много радости. Разговаривайте с детьми, делитесь своими впечатлениями об увиденном, об окружающей действительности.
Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматически правильной речи, развитием разговорной и связной речи приучайте ребенка правильно слышать и различать звуки, отчетливо и внятно произносить их в словах, во фразе.
Можно предложить выделить из группы слов, фразы только те слова, в которых имеется звук (ш) или (ж). Попросите ребенка придумать слова на определенный звук, потом, например, назвать предметы одежды на звук (ш),
При рассматривании картинок сначала выбрать те, в названии которых есть звук (с), а затем – звук (з). Предложите определить последний звук в слове, а затем усложните задание: подобрать на этот звук другое слово « танк» (кот).
В этом возрасте дети, как правило, правильно произносят все звуки родного языка, отчетливо и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи, поэтому работу по ее развитию следует продолжать. Особое внимание обратите на правильное, отчетливое произнесение звуков, слов и фраз.