Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов образовательного учреждения "Речевое развитие дошкольников"»
Министерство образования и науки Республики Марий Эл Отдел образования и по делам молодежи администрации муниципального образования «Медведевский муниципальный район» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пембинская начальная школа - детский сад» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕРечевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС Выполнила: воспитатель Григорьева Анастасия Евгеньевна Пемба, 2017
Образовательные области всоответствии ФГОС
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевое развитие включает
Овладение речью как средством общения и культуры.
Обогащение активного словаря.
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Развитие речевого творчества.
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами .
Основные компоненты речевой развивающей среды
Речь педагога;
Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи дошкольников;
Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Требования к речи педагогаДОУ
Правильность
Точность
Логичность
Чистота
Выразительность
Богатство
Уместность
Особенности речевого развития детей первой младшей группы
Грамотная речь педагога;
Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец, сопряжённая речь и др.);
Методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (рассказы, чтение);
Самостоятельное рассматривание картинок, игрушек, книжек (на развитие инициативной речи)
Особенности речевого развития детей второй младшей группы
Грамотная речь педагога;
Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (поручения, подсказ, образец обращения, образец взаимодействия посредством речи в разных видах деятельности);
Методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (разговоры, рассказы, чтение);
Организация «Уголка интересных вещей» (стимулирование самостоятельного рассматривания книг, картинок, игрушек, предметов для развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений детей об окружающем).
Особенности речевого развития детейсредней группы
Грамотная речь педагога;
Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (удовлетворение потребности в получении и обсуждении информации; формирование навыков общения со сверстниками; знакомство с формулами речевого этикета);
Методы и приёмы, направленные на формирование умения слушать и слышать (выслушивание детей; уточнение ответов; подсказ; рассказы воспитателя - акцент на стимулирование познавательного интереса);
Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, открыток, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи).
Особенности речевого развития детей старшей и подготовительной к школе групп
Грамотная речь педагога;
Методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);
Методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);
Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);
Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
Речевое развитие
Развитие речи
Художественная литература
Направления работыпо развитию речи
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя.
4. Развитие связной речи.
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Образовательная ситуация - ведущая форма работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Это вариант интегрированного метода обучения дошкольников, форма организации педагогического процесса, основанная на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
«Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние животных и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними);
«Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку и на участке);
Игра как коммуникативная ситуация(Бизикова О.А.)
Игры с готовыми текстами:
1. подвижные «Король», «Коршун», «Змея», «Лиски» и др.;
2. дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога);
Дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг»
Кузеванова О.В., Коблова Т.А.
- литературно-музыкальные праздники;
- фольклорные ярмарки;
- игры- драматизации;
- разные виды театров;
- речевые газеты;
- книги самоделки;
- проблемные ситуации;
- посиделки;
- интерактивные речевые стенды.
При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно учитывать (Поздеева С.И.) :
во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской деятельности.
во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для речевого развития детей.