Коллекционирование как средство развития детского творчества
Коллекционирование как средство развития детского творчества
ФГОС ДО определяет актуальность проблемы одаренности детей. Это связано с потребностью общества в личностях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. В связи с этим раскрытие творческих возможностей каждого ребенка является ведущей целью образования и воспитания. Творчество детей — естественный компонент их развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коллекционирование как средство развития детского творчества»
МБОУ Устьинская СОШ
Моршанский район
Коллекционирование как средство развития детского творчества
Сроки
реализации проекта:
01 сентября 2013 – 31 мая 2014 года
Участники проекта
Тип проекта
педагоги
родители
Долгосрочный
дети
Практико-ориентированный
Групповой
Информационно-практический
Актуальность
ФГОС ДО определяет актуальность проблемы одаренности детей. Это связано с потребностью общества в личностях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. В связи с этим раскрытие творческих возможностей каждого ребенка является ведущей целью образования и воспитания. Творчество детей — естественный компонент их развития. Нельзя отрицать очевидного: мир детства существует как объективная реальность, где каждый ребенок проживает свой уникальный мир. Детству присуще эмоциональная непосредственность, большая потребность в новых впечатлениях, в стремлении активно пробовать , преобразовывать, изобретать, что является основанием для развития творчества. Для детского общества, детской субкультуры, характерны отличительные особенности восприятия и познания мира в том числе детское собирательство (тайники, секреты) и коллекционирование. Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - все это происходит в процессе коллекционирования.
Академик И.П. Павлов говорил, что коллекционирование приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для работы в любой области науки и производства.
Противоречия
Между необходимостью формирования творческой активности детей и недостаточностью средств и методов в дошкольной педагогике.
Между сложившейся методико – педагогической системой образования и развития дошкольников и недостаточным вниманием к самоценности детской субкультуры.
Между огромной значимостью коллекционирования для саморазвития ребенка и недостаточным использование его в педагогической практике .
Проблема
Поиск эффективных путей развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Цель проекта
Определение условий для формирования и развития творческих способностей дошкольников путем эффективного построения учебно-воспитательного процесса
Задачи
Выяснить, помогает ли коллекционирование развитию творческих способностей детей.
Развивать любознательность и познавательную активность детей
Учить детей находить решения в нестандартных ситуациях
Учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное.
Способствовать развитию художественно -творческих навыков у детей дошкольного возраста
У педагогов вызвать желание сотрудничества и взаимодействия.
Привлекать родителей к процессу коллекционирования и использования экспонатов коллекций.
Планируемые результаты
Повысится уровень познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Повысится уровень художественно-эстетического развития.
Дети научатся нестандартно использовать предметы коллекций, получат опыт самостоятельной творческой, исследовательской деятельности
У детей появится желание создавать новые коллекции.
Педагоги будут использовать коллекционирование в своей педагогической деятельности,
Повысится уровень педагогических знаний родителей в области творческого развития детей
Новизна
Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. Предметы коллекции придают своеобразие игровому, речевому, художественному творчеству С коллекционирования начинается приобщение к миру маленьких тайн и открытий. Внимательное отношение взрослого к увлечениям детей, поддержка и их развитие – непременное условие становления творческой инициативы. Достоинство коллекционирования –
интегративность,
социальная направленность,
разрешение проблем в общении,
совместная деятельность детей и взрослых,(взрослые имеют возможность «доиграть», «дособирать».
возможность самовыражения,
всегда иметь рядом маленькую частичку домашнего тепла.
побуждает детей к нестандартным решениям.
жизнь ребенка в детском саду становится более осмысленной и интересной, а образовательный процесс – более эффективным. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания.
Гипотеза
Использование коллекционирования в образовательно - воспитательном процессе послужит развитию детского творчества
Этапы проекта
Подготовительный этап:
сентябрь 2013
Основной этап:
октябрь 2013 – апрель 2014
Заключительный этап:
сентябрь 2014
Подготовительный этап
Изучение психолого - педагогической и методической литературы по проблеме;
Проведение педагогической диагностики обучающихся;
Систематизация имеющихся коллекций, организация работы по сбору новых экспонатов;
Разработка консультаций, сценариев, занятий, планирование работы с родителями;
Прогнозирование результатов;
Анкетирование педагогов «Возможности и затруднения»;
Анкетирование родителей.
Основной этап
Основная образовательная деятельность
Работа с детьми
Ребенок и
окружающий мир:
использование
природного материала
Математика :
цвет, форма,
составление и
решение задач .
Развитие речи:
составление
описательных
рассказов, рассказы
о впечатлениях,
театрализация,
Художественное
творчество
рисование, лепка,
аппликация,
конструирование
Музыка:
для изготовление
шумовых
музыкальных
инструментов
Физкультура:
использование
экспонатов
для изготовление
спортивного инвентаря
Работа с детьми
Проектная
деятельность
Кружок
«умелые руки»
Экспери-
ментирование
Самостоятельная
творческая
деятельность
Организация
мини-музея
Игры,
экскурсии
Участие
детей
в конкурсах
Мини-музей
Мастер-класс
« Использование коллекций
в условиях ДОУ »
Консультации
« Как организовать мини-музей
коллекций »
« Основы развития творчества
Работа
с педагогами
Открытые занятия
« В гостях у Весны » .
« Приключения маленькой пуговицы »
Работа
с родителями
Консультации
Совместные проекты
Праздники, развлечения
Выставки, конкурсы
Заключительный этап
Выставки
Участие детей в творческих в конкурсах,
Развлечение «Путешествие волшебной пуговки»
Разработка методических рекомендаций, размещение на сайтах
Участие педагогов в конкурсах
Круглый столы с педагогами по обмену опытом.
Участие в педсовете
Разработка памяток для родителей
Результаты
Повысился уровень
познавательных интересов
детей дошкольного возраста.
Методика
Юркевича В.С. «Изучение
познавательных интересов »
тестирование,
опрос, наблюдение;
Повысился уровень
художественно-эстетического
развития.
Лыковой И.А., Казаковой Т. Г.
« Педагогическая диагностика
художественно- творческого
развития детей дошкольного
возраста»
Результаты
Повысился уровень
творческих
способностей дошкольников
Шайдурова Н.В.
«Уровень художественно-
творческого развития»
Повышение уровня
нестандартного мышления
Методика П.Торренса
Результаты
Распространение опыта работы
Результаты.Участие в конкурсах
Выставка детских работ
Результаты
Дети научились использовать предметы коллекций для создания творческого продукта.
Они могут самостоятельно проводить исследования, делать выводы.
Дети самостоятельно создают новые коллекции и используют экспонаты для творческих проектов.
Педагоги получили опыт использования коллекционирования в своей педагогической деятельности.
Я стала победителем районного этапа и лауреатом регионального этапаVВсероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2014 года, где представляла данную тему.
Родители стали более активны, у них появился интерес к творчеству, совместной деятельности с детьми.
Практическая значимость проекта
Данный проект используется педагогами филиала в организации воспитательно – образовательного процесса . Может быть использован для организации внеурочной деятельности младших школьников
Выводы
Реализация проекта показала, что коллекционирование - неоценимое методическое и дидактическое богатство. Оно открывает детям возможность самовыражения, социальную направленность и разрешение проблем в общении, т.е. терапию детской души. Использование коллекций научило детей принимать нестандартные решения, мыслить творчески.
Оно делает жизнь ребенка более осмысленной и интересной, а образовательный процесс – более эффективным. Грамотное использование коллекционирования позволяет творчески работающим педагогам создавать уникальный продукт - высокую детскую креативность, их умение изменять мир, находить применение своей неуемной фантазии.
Перспективы
Разработка педагогических проектов
творческой направленности
Разработка творческих дидактических
интерактивных игр
Дальнейшее насыщение предметно –
развивающей среды
Обобщение опыта работы
по данному направлению.
Ресурсы
Деникеева Ф., Галиева Ф., Ахунова К. Развитие мелкой моторики и сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. – 2013. № 3. с. 69-72.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004 Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.
Зверева О.Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал : «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
Кутепова И. Зачем психологу пуговицы? // Обруч. – 2011. - № 5. с. 14-17.
Орлова И. Для чего нужны пуговицы? // Обруч. – 2010. - № 5. с. 32-33