Просмотр содержимого документа
«История снегурочки»
История
Снегурочки
Работа команды
«Внучки
Деда Мороза»
В русском фольклоре образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский).
Здесь нашёл своё отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…
Снегурочка стала сопровождать дедушку на новогодних елках только с конца XIX века.
В 1860 году Г. П. Данилевский опубликовал поэтический вариант русской народной сказки об ожившей снежной девочке.
Официальной датой рождения Снегурочки стал 1873 год, когда А.Н.Островский переложил эту народную сказку на свой лад в пьесе «Снегурочка»
Так местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки.
Сюжет пьесы А. Н. Островского существенно отличается от народной сказки.
Здесь Снегурочка — дочка Мороза. Она приходит к людям из леса, очарованная их красивыми песнями.
Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась.
Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве.
Премьера состоялась 6 января 1882 года. Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов, а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н. А. Островского.
Интересно, что при первом прочтении поэтичная драматическая сказка Островского не вдохновила композитора. Через пять лет, зимой 1879 года, Римский-Корсаков «снова прочитал "Снегурочку" и точно прозрел на ее удивительную красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет и по мере того, как я задумывался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем.
Образ Снегурочки и как дочки, и как внучки Мороза разрабатывался в детской и взрослой литературе, в изобразительном искусстве. Но именно благодаря красивой сказке Островского Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения – из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования от этого не потеряла.
Внешний облик Снегурочки сложился благодаря трем великим художникам: Васнецову, Врубелю и Рериху. Это на их картинах Снегурочка «обрела» свои знаменитые наряды: светлый сарафан и повязку на голове; белое длинное снежное одеяние, подбитое горностаем, маленькую меховую шубку. До революции Снегурочка на празднике елки никогда не выступала в роли ведущей.
В 1937 году Дед Мороз и Снегурочка впервые появились вместе на празднике елки в московском Доме Союзов. Снегурочка стала бессменной спутницей Деда Мороза, помогающей ему во всем (традицию нарушали только в 1960-е годы, когда место Снегурочки на кремлевской елке несколько раз занимал космонавт). Так потом и повелось: девушка, то постарше, то помоложе, с косичками или без, в кокошнике или в шапке.
Интересно, что на Западе женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, не существует…