Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад№102» г.Томск
Подготовила воспитатель :Лазарева О.А .
Метод наглядного моделирования.
Актуальность:
При пересказе, составлении рассказа по серии сюжетных картинок, рассказе-описании и творческом рассказе отмечаются следующие недостатки :
Повторные
наводящие вопросы
связные высказывания слишком коротки
неоднократные нарушения связности изложения
пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента
Наглядное моделирование
это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Принцип замещения
Символы, модели, схемы
К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Виды наглядного моделирования
предметные
условно-схематичные
Предметно-схематичные
Элементы наглядного моделирования
геоетричемские фигуры
силуэтные
изображения
планы и условные изображения
Контрастная рамка
предметные картинки
Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного высказывания:
Обучение
составлению
рассказов
Наглядное
моделирование
Сравнительное описание предметов
Заучивание
стихов
Пересказ
худ.
литературы
Дидактические игры
Отгадывание
и загадывание
загадок
Возрастные особенности дошкольников
Знакомство детей с моделями. Обучение действию замещения предмета на модель
2. Средний возраст.
Знакомство детей со схемами кодирования более сложной информации - работа с мнемотаблицами
3 . Старший возраст
Самостоятельное кодирование информации детьми
Репка
Модель:
:
Теремок
Пересказ сказки « Репка» с помощью пиктогра́ммы
Пиктограмма - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом в иде.
Пересказ сказки « Гуси-Лебеди» с помощью опорной схемы
Рассказ описание пейзажной картины
?
А
Фрагментарное рассказывание по пейзажной картине
( использование контрастной рамки)
Творческая сказка по силуэтным изображениям
Описание предметов
Сравнительное описание предметов
Заучивание стихотворения
«Снегири»
Используя в работе метод наглядного моделирования , учим детей:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Литература
1.Глухов В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М.: АРКТИ, 2002.
2.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
3.Нищева Н.В. Будем говорить правильно. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
4.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М.: Гном-Пресс, 2004.
5. Интернет портал http://nsportal.ru ; http://festival.1september.ru
Спасибо за внимание