Просмотр содержимого документа
«Инклюзивное образование в РК»
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ в РК
Н.А.Назарбаев «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда»
«Необходимо развивать механизмы социализации граждан, относящихся к
категории социально уязвимого населения. Причем главным подходом должна стать не опека государства, а создание таких условий, которые бы помогли этим гражданам обрести веру в себя , в свои возможности к социально полезному труду ».
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю)
Включение в образовательный процесс общеобразовательных (массовых) школ детей с особыми потребностями в обучении
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любуюдискриминацию детей
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех
Цели и основные задачи государственной политики в области инклюзивного образования
реализация конституционных прав детей с ОВ на получение общего образования, на доступ к информационным и в целом жизненным ресурсам окружающей среды;
повышение социокультурной самостоятельности детей и подростков с ОВ;
создание системы непрерывного интегрированного образования детей с ОВ через организацию в детских садах, общеобразовательных школах , техническом и профессиональном, высшем образовании «интеграционной среды», благоприятных условий для их успешной интеграции.
Выготский Л.С.
« При всех достоинствах специальная школа отличается основным недостатком –
она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственного отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Социально-адаптирующая направленность инклюзивного образования
рассматривается в специальном коррекционно-образовательном процессе как средство обеспечения особенному ребёнку максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни , уменьшение «социальной ограниченности», помощь в приобретении правильного образа жизни и собственного места в окружающей социокультурной среде;
развитие мышления, языка и коммуникации - первичная задача образования
специфической особенностью детей с особыми потребностями в обучении принято считать стойкое нарушение коммуникативных функций, поэтому важнейшей образовательной потребностью для них является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию мышления, речи и общения .
Главная цель коррекционного учебно-воспитательного процесса
адаптация и социализация воспитанников
повышение требований к организации подготовки ребёнка к межличностному общению
актуален поиск новых форм и видов подготовки личности с нарушениями психофизического развития к субъект – субъектному взаимодействию.
Функции коррекционно-педагогического процесса
Коррекционно-воспитательная
Коррекционно-образовательная
Коррекционно-развивающая
Коррекционно-образовательная функция
Формирование системы знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности ;
Формирование реалистического мировоззрения;
Развитие умственных сил;
Коррекция отклонений развития познавательных функций
Коррекционно-воспитательная функция
Предупреждение и исправление искажений в формировании нравственных качеств,
Взглядов,
Убеждений,
Ценностей ребенка;
Содействие социализации личности
Коррекционно-развивающая функция
Развитие всех психических процессов;
Предупреждение и ослабление отклонений, происходящих в психике, интеллекте, эмоционально-волевой и личностной сфере;
Развитие адекватной самооценки, саморегуляции и самоконтроля
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР)
употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью ЦНС - органической или функциональной; у этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми;
у детей с ЗПР наблюдается сочетание частично недостаточных высших психических функций с сохранным интеллектом ;
у большинства детей наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатического расстройства.
Классификации ЗПР
ЗПР конституционального происхождения
(психофизический инфантилизм, эмоциональная и личностная незрелость)
ЗПР соматогенного генеза
( причина - хронические соматические заболевания)
ЗПР психогенного генеза
(причина - раннее возникновение и длительное воздействие психотравмирующих факторов)
ЗПР церебрально-органического генеза
( различной степени поврежденности ряда психических функций, мозаичное повреждение коры головного мозга)
Принципы коррекционно-развивающего обучения (КРО)
Единство диагностики и коррекции развития;
Деятельностный подход в обучении и воспитании;
Принцип развивающего обучения, т.е. опора на ЗБР;
Индивидуализация образования;
Пробуждение познавательной активности и реализация резервных возможностей детей;