kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИГРЫ для детей с РАС: развитие с радостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАС в доу. очень важно эмоциональное состояние детей и их интересы должны быть учтены.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИГРЫ для детей с РАС: развитие с радостью»

ИГРЫ для детей с РАС: развитие с радостью Подготовил: Тьютор Гордиенко О.В.

ИГРЫ для детей

с РАС:

развитие с радостью

Подготовил:

Тьютор Гордиенко О.В.

ИГРА – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры:

- развлекательная, - коммуникативная, - творческая.

- диагностическая, - социализирующая,

- коррекционная, - функция самореализации

Особенностями игры аутичного ребенка:

- « застревание» на стадии предметной игры;

- отказ от действия предметами в соответствии с их функциональным назначением;

- незаинтересованность игрушками и игровыми предметами;

- отсутствие сюжетно-ролевой игрой;

- отсутствие интереса в игре к другим детям;

- затруднение в использовании предметов – заместителей или отсутствие данного умения.

Выделяют следующие виды игр с ребенком:

- стереотипные; - психодрамма; - сенсорные; - терапевтические; - совместное рисование.

Поэтому для детей с РАС, как и для их нейротипичных сверстников, игры становятся дорогой к внешнему окружению – с его сложными правилами и огромным количеством явлений и событий. Игры помогают укрепить связи между малышом и родителями и способствуют развитию социальных навыков.

Ролевые игры. Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь ребенку преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры: Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду; Играйте с куклами и кукольными домиками и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать; Стройте из деталей для конструктора дома, и водите между ними автомобили; Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте капли в глаза, нос и ушки, перевязывайте лапки. Если у Вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре.  В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий особыми угощениями.

Ролевые игры.

Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь ребенку преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры:

  • Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;
  • Играйте с куклами и кукольными домиками и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;
  • Стройте из деталей для конструктора дома, и водите между ними автомобили;
  • Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте капли в глаза, нос и ушки, перевязывайте лапки.

Если у Вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре. В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий особыми угощениями.

Сенсорные игры У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые. Поэтому детям ВАЖНО предложить подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям.  Попробуйте такие занятия: Ванна(тазик) с фасолью или рисом. Пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки; Рисование по крему для бритья. Создайте «водяную стену»: расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из пластиковой бутылки; Используйте вращающийся стул, чтобы кружить ребенка; Используйте по возможности шведскую стенку; Посещайте игровые площадки; Детский транспорт. Учите ребенка кататься на специальных машинках, на самокатах, беговелах.  

Сенсорные игры

У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые. Поэтому детям ВАЖНО предложить подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям.

Попробуйте такие занятия:

  • Ванна(тазик) с фасолью или рисом. Пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;
  • Рисование по крему для бритья.
  • Создайте «водяную стену»: расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из пластиковой бутылки;
  • Используйте вращающийся стул, чтобы кружить ребенка;
  • Используйте по возможности шведскую стенку;
  • Посещайте игровые площадки;
  • Детский транспорт. Учите ребенка кататься на специальных машинках, на самокатах, беговелах.

 

ПОМНИТЕ! Физические упражнения помогут ребенку лучше чувствовать тело, гармонизируют равновесие, улучшат проприоцептивную чувствительность и даже могут повлиять на развитие навыков речи. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

ПОМНИТЕ! Физические упражнения помогут ребенку лучше чувствовать тело, гармонизируют равновесие, улучшат проприоцептивную чувствительность и даже могут повлиять на развитие навыков речи. Проведение сенсорных игр позволяет завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Игры с ритмами Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность. В играх с ритмами можно использовать следующие приемы —  хлопки в ладоши; —  топанье ножками; —  прыжки в определенном ритме; —  проговаривание текстов стихотворений; При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами можно использовать следующие приемы

—  хлопки в ладоши;

—  топанье ножками;

—  прыжки в определенном ритме;

—  проговаривание текстов стихотворений;

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

Терапевтические игры

Такие игры возникают спонтанно . Например, во время сенсорной игры с крупой ребенок может начать ее разбрасывать. Это значит, что сенсорная игра перетекла в терапевтическую. Не делайте попыток «образумить» ребенка и вернуться к спокойной игре, а действуйте дальше в соответствии с принципами терапевтической игры. Так же внезапно игра может вернуться в прежнее спокойное русло.

В ходе проведения терапевтической игры, которая нравится ребенку, со временем появится возможность  постепенного введения контролирующих правил и запретов . Так, нельзя бросать в воздух мишку, но можно подбрасывать подушку; можно устроить небольшое «наводнение», но после придется собирать воду тряпкой. При этом постоянно придется искать компромисс между желаниями ребенка и реальными возможностями их удовлетворить, а также учитывать степень опасности таких желаний ребенка для него самого и окружающих.

- Игры с крупами,

- Игры с ватой (снег идет, снежная крепость),

- Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками.

- Игры с небольшими подушками, полотенцами, веревками, коробками (перетягивание, подбрасывание, легкие удары)

- Детский футбол

- Игры со старыми газетами или журналами

- Игры с водой

В ходе терапевтических игр ребенок, используя помощь взрослого, может  избавиться от негативных эмоций,  постепенно  его эмоциональный фон нормализуется и  в целом  становится более положительным . В такой работе мы исходим из предположения, что по мере нейтрализации накопленных ребенком негативных эмоций проведение терапевтических игр станет менее напряженным, а потребность в их проведении будет возникать реже.

В ходе терапевтических игр ребенок, используя помощь взрослого, может  избавиться от негативных эмоций,  постепенно  его эмоциональный фон нормализуется и  в целом  становится более положительным . В такой работе мы исходим из предположения, что по мере нейтрализации накопленных ребенком негативных эмоций проведение терапевтических игр станет менее напряженным, а потребность в их проведении будет возникать реже.

Коммуникативные игры  «Покатаем мячик» Цель : формирование эмоционального контакта. Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.  «На пузырь я посмотрю и потом его словлю!» Цель : развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями. Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.  

Коммуникативные игры

«Покатаем мячик»

Цель : формирование эмоционального контакта.

Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель : развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.

Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

 

Примеры игр с аутичными детьми  «Покажи нос» Цель : помочь детям ощутить и осознать свое тело.   Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми.  Содержание:   Раз, два, три, четыре, пять,  Начинаем мы играть.  Вы смотрите, не зевайте  И за мной все повторяйте,  Что я вам сейчас скажу  И при этом покажу.  Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.   «Разминка» Большие ноги   (Задавая ритм, ходите и бегаете) :  Шли по дороге:  (шагая широко, говорите низким голосом)  Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.  Маленькие ножки  (бег мелким шагом с произнесением текста)  Бежали по дорожке:  (тонким голосом)  Топ-топ-топ, топ-топ-топ!  Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

Примеры игр с аутичными детьми

«Покажи нос»

Цель : помочь детям ощутить и осознать свое тело.  Можно проводить как с одним ребенком, так и с несколькими детьми. Содержание:  Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть. Вы смотрите, не зевайте И за мной все повторяйте, Что я вам сейчас скажу И при этом покажу. Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

  «Разминка»

Большие ноги   (Задавая ритм, ходите и бегаете) : Шли по дороге:  (шагая широко, говорите низким голосом) Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Маленькие ножки  (бег мелким шагом с произнесением текста) Бежали по дорожке:  (тонким голосом) Топ-топ-топ, топ-топ-топ! Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

  Можно проводить  релаксационные игры , упражнения на дыхание с целью снятия напряжения, они будут полезны для аутичных детей.   «Шарик» Шарик мой воздушный.  Какой ты непослушный!  Зачем ты отвязался,  Зачем помчался ввысь?  Вернись скорее, шарик!  Вернись!...  Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..» Можно использовать с этой же целью и  пальчиковые игры :   «Теремок»  На поляне теремок   (сложить ладошки вместе)  Дверь закрыта на замок  (сложить ручки в замок)  Вокруг терема забор  (пальчики веером в разные стороны)  Чтобы не забрался вор   (погрозить указательным пальчиком)  «Тук-тук-тук, Тук-тук-тук  (постучать кулачком то в одну, то в другую ладошку)  Открывайте!  (руки раздвинуть в стороны)  Я ваш друг!»  (показать рукопожатие)

  Можно проводить  релаксационные игры , упражнения на дыхание с целью снятия напряжения, они будут полезны для аутичных детей.

  «Шарик»

Шарик мой воздушный. Какой ты непослушный! Зачем ты отвязался, Зачем помчался ввысь? Вернись скорее, шарик! Вернись!... Поднять руки вверх – вдох, медленно опускать вниз – длительный выдох с произнесением звука «Ш-ш-ш..»

Можно использовать с этой же целью и  пальчиковые игры :

  «Теремок»

На поляне теремок   (сложить ладошки вместе) Дверь закрыта на замок  (сложить ручки в замок) Вокруг терема забор  (пальчики веером в разные стороны) Чтобы не забрался вор   (погрозить указательным пальчиком) «Тук-тук-тук, Тук-тук-тук  (постучать кулачком то в одну, то в другую ладошку) Открывайте!  (руки раздвинуть в стороны) Я ваш друг!»  (показать рукопожатие)

Советы Детям с аутизмом необходимы игры, которые одновременно увлекают и требуют усилий. Вот несколько советов, как лучше всего организовать игровой процесс: Привлечь в игру других детей – всегда хорошая идея. Однако следите за тем, чтобы другие участники действительно помогали ребенку с аутизмом, не насмехались над ним и не игнорировали его. Лучше всего, если дети заранее будут знать, что им предстоит делать и с кем играть, и относились к своей задаче ответственно. Старайтесь заранее учесть все возможные негативные моменты: сенсорную перегрузку. Подумайте, как упростить игру, чтобы она была интересной для ребенка с РАС, и как вовремя ее окончить. Учитывайте особые интересы ребенка, когда начинаете игру. Установление контакта с ребенком с аутизмом может быть очень тяжелой задачей. Новые игры могут поначалу не нравиться. Нужно раз за разом повторять попытки вовлечь его в занятие, продвигаясь вперед небольшими шагами. Наберитесь терпения и сил: итог работы того стоит!

Советы

Детям с аутизмом необходимы игры, которые одновременно увлекают и требуют усилий.

Вот несколько советов, как лучше всего организовать игровой процесс:

  • Привлечь в игру других детей – всегда хорошая идея. Однако следите за тем, чтобы другие участники действительно помогали ребенку с аутизмом, не насмехались над ним и не игнорировали его. Лучше всего, если дети заранее будут знать, что им предстоит делать и с кем играть, и относились к своей задаче ответственно.
  • Старайтесь заранее учесть все возможные негативные моменты: сенсорную перегрузку. Подумайте, как упростить игру, чтобы она была интересной для ребенка с РАС, и как вовремя ее окончить.
  • Учитывайте особые интересы ребенка, когда начинаете игру.

Установление контакта с ребенком с аутизмом может быть очень тяжелой задачей. Новые игры могут поначалу не нравиться. Нужно раз за разом повторять попытки вовлечь его в занятие, продвигаясь вперед небольшими шагами. Наберитесь терпения и сил: итог работы того стоит!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИГРЫ для детей с РАС: развитие с радостью

Автор: ГОРДИЕНКО ОКСАНА ВАЛЕРИЕВНА

Дата: 12.02.2023

Номер свидетельства: 625431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Классный час  «Моя семья – моя радость». "
    ["seo_title"] => string(38) "klassnyi-chas-moia-siem-ia-moia-radost"
    ["file_id"] => string(6) "125992"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415104683"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Нормативные основы защиты прав детства"
    ["seo_title"] => string(39) "normativnyieosnovyzashchitypravdietstva"
    ["file_id"] => string(6) "261537"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449153174"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Особенности нарушения коммуникативной функции у детей с аутизмом"
    ["seo_title"] => string(67) "osobennosti_narusheniia_kommunikativnoi_funktsii_u_detei_s_autizmom"
    ["file_id"] => string(6) "580396"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1620955491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе«Олимпийские звезды»."
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_orghanizovannoi_uchiebnoi_dieiatiel_nosti_v_starsh_2"
    ["file_id"] => string(6) "448848"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1515519117"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект родительского собрания "Природа и дети" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-priroda-i-dieti"
    ["file_id"] => string(6) "241171"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445188523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства