"Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста".
"Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста".
Одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателем, является здоровьесбережение. В настоящее время все чаще используют нетрадиционные методы оздоровления детей. Одним из таких методов и есть игровой массаж.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста".»
«Игровой массаж как средство оздоровления детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель МБДОУ №35 г. Пскова
Муравина Татьяна Анатольевна
Здоровые дети – в здоровой семье.Здоровые семьи – в здоровой стране.Здоровые страны – планета здорова.Здоровье! Какое прекрасное слово!Так пусть на здоровой планетеРастут здоровые дети!
Одна из задач ФГОС ДО «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155).
В свою очередь, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно-лучевое, «металло-звуковое» облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая рок-музыка), а также социальная напряженность в обществе. Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровьесберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей. В настоящее время все чаще используются нетрадиционные методы оздоровления детей . Одним из таких методов является игровой массаж.
Игровой массаж- это совмещение массажа и игры.
Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и Снеговичком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
Цель:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задачи: 1. Предупреждение и коррекция некоторых заболеваний, находящихся на ранней стадии. 2. Улучшение общего состояния детей, повышение бодрости и работоспособности. 3. Регуляция мыслительной деятельности, нормализация кровотока во всём организме. 4. Развитие внимания, памяти, интеллекта, абстрактного мышления, речи. 5. Усвоение знаний о строении организма, приобретение первоначальных навыков ОБЖ . 6. Приобретение устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья. 7. Формирование привычки к здоровому образу жизни. 8. Получение навыков элементарного массажа рук, ног, головы, лица и т.д.
«Игровой массаж»
«Игровой массаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.
Под действием массажа происходит покраснение кожи (сосуды расширяются, повышается теплоотдача, затем сосуды сужаются, что приводит к охлаждению и тренировке центра терморегуляции). Упражнения игрового массажа в сочетании с пальчиковой гимнастикой обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное влияние на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию мышечного напряжения. Потирание кончиков пальцев успокаивают нервную систему. Упражнения игрового массажа можно проводить в любой удобной позе, как утром, во время утренней гимнастики, так и в любое удобное время.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
В чем его особенность?
В простых приемах, не требующих специальной подготовки: прикосновение, особенно прикосновение пальцев, рук, кулачков, постукивание, поглаживание, похлопывание, а иногда и пощипывании.
Массаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.
Главное правило игрового массажа – никакой боли. Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания.
И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Если постоянно делать массаж в течение этого времени, у ребенка появится устойчивая потребность в выполнении этого оздоровительного приема.
Что можно использовать для массажа:
Природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки);
Зубные щетки и щетки для волос;
Массажные мячики;
Прищепки;
Карандаши разной формы;
Бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них).
При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:
1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него.
2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При массаже других частей тела используем приемы:
1) поглаживание,
2) растирание,
3) разминание,
4) поколачивание, вибрация .
Ожидаемые результаты применения массажа:
в образовательном направлении: 1) усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы), 2) умение овладеть простейшими приемами ;
в оздоровительном направлении : 1) расширение капилляров кожи; 2) ускорение циркуляции крови и лимфы; 3) усиление функций потовых и сальных желез; 4) влияние на обменные процессы; 5) улучшение подвижности связочного аппарата; 6) побуждение к активности; 7) тонизирующее влияние на центральную нервную систему.
в воспитательном направлении: 1) развитие положительных эмоций.
виды массажа:
1. Массаж стоп: а) ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам; б) самомассаж стоп (после сна в игровой форме); с) катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).
2. Массаж рук и пальцев рук: а) самомассаж в игровой форме; б) многочисленные пальчиковые гимнастики; с) массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов; д) ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).
3. Массаж спины: а) игровой взаимомассаж ; б) массаж специальными и самодельными массажерами; с) массаж гимнастическими палками; д) массаж при выполнении перекатов на спине вперед – назад, в стороны; е) упражнения на мяче (большом)
4. Массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды): а) игровой самомассаж ;
5. Массаж тела и ног: а) игровой самомассаж ; б) массаж специальными и самодельными массажерами; с) растирание массажными рукавичками; д) выполнение упражнений.
Источники используемой информации:
Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. М., 1991. Бирюков А.А. Массаж - спутник здоровья: Кн. для учащихся М., 1992. Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. М., 1987. Васичкин В.И. Справочник по массажу. 3-е изд. СПб., 1996. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушений речи у учащихся начальных классов // Дефектология. 1999. № 3. Дубровский В.Н., Дубровская Н.М. Практическое пособие по массажу. Чебоксары. 1995. Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. М., 1998. Здоровье своими руками. Минск, 1996. Исцеляющее касание / Сост. Т. Кондратьева. СПб., 1996. Кольцова Н.М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка. М., 1973. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практиче- ское руководство для учителей и родителей. М., 2000. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.