Готовность к школе
Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе -значит быть готовым всему этому научиться. Л.А. Венгер.
Психологические особенности детей 6–7 лет
Интенсивное развитие всех систем организма; Развитие высших психических функций; Развитие самосознания; Соподчинение мотивов; Стремление к самоутверждению; Принятие «позиции школьника».
Психологическая готовность к обучению к школе включает в себя:
состояние здоровья; уровень зрелости организма; физическую и умственную работоспособность.
Мотивационную готовность: (мотив, побуждение)
Мотивация – эмоциональное состояние, которое побуждает к действию.
Новая социальная позиция
«Я – школьник».
Волевую готовность:
способность ставить перед собой цели; наметить план действий; выполнить его, проявив определенные усилия; умение длительно выполнять не очень привлекательную работу; оценить результат своей деятельности.
Личностную готовность:
умение общаться со сверстниками; умение общаться со взрослыми; действовать совместно с другими; уступать, подчиняться по необходимости.
Интеллектуальную готовность:
запас конкретных знаний; овладение рациональными способами решения познавательных задач; произвольная память и внимание; связная логичная речь.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу
Свое имя, отчество, фамилию, возраст, домашний адрес, название своего города и его достопримечательности. Фамилии, имена, отчества родителей, их профессии. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы, загадки и стихи о временах года). Домашних животных и их детенышей; диких животных, их повадки и детенышей. Транспорт (наземный, водный, воздушный). Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты и ягоды. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. Знать великих русских поэтов и писателей, некоторые их произведения для детей.
Различать и правильно называть геометрические фигуры; свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Уметь пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке. Запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов. Различать гласные и согласные звуки; делить слова на слоги. Определять количество и последовательность звуков в 1-2 сложных словах. Хорошо владеть ножницами, карандашом. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. Уметь внимательно слушать (30-35 минут).
Системы подготовки детей в начальной школе
Начальная школа 21 века; Школа 2100; Школа России; Гармония; Перспектива; Планета знаний. Система Л.В. Занкова; Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
Школа России
Проверена временем; Многократно дополнялась, совершенствовалась, обновлялась; Позволяет тщательно обрабатывать навыки учебной деятельности; Большинство детей усваивают ее. Затруднено применение знаний в нестандартных ситуациях.
Гармония
Идет опережающее обучение; Учебники содержат методическую часть; Задания рассчитаны на детей с разным уровнем подготовки. Решение задач со 2 класса; Одинаковый уровень контрольных работ.
Школа 2100
Самая распространенная; Построена с учетом психологической специфики возраста; Учит детей действовать самостоятельно; Развивает логическое мышление, речь, воображение; Направлена на всех учеников (на подготовленных и слабых). Нестандартность заданий и упражнений; Высокая скорость прохождения программы.
Планета знаний
Учтены современные научные достижения; Формирует общеучебные умения и навыки; Направлена на развитие самостоятельности; Задания разделены на 2 категории (обязательную и по желанию). Большой объем помощи родителей; Высокий темп; Мало времени для закрепления материала.
Системы Занкова и Эльконина-Давыдова
Мало педагогов; Нет продолжения на ступени среднего и старшего звена; Уровень преподаваемых предметов очень высокий и сложный. Творческий подход к обучению; Учат мыслить глубоко и нестандартно; Отличная база знаний и практического опыта работы с информацией.
Практические рекомендации родителям будущих первоклассников
Будите ребенка утром спокойно; Не торопите; В начале дня пожелайте удачи, подбодрите ребенка; После школы дайте возможность отдохнуть 2-3 часа; Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу; Не заставляйте переписывать домашнее задание; Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться труднее; Верьте в ребенка! Радуйтесь успехам, не делайте трагедий из неудач.
Помните, вы для своего ребёнка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днём помогайте ему преодолевать ошибки!
Успехов Вам и Вашему первокласснику! Спасибо за внимание!