В дошкольном детстве происходит становление базиса личностной культуры:
- приобщение к непреходящим человеческим ценностям: красоте, доброте, истине;
- овладение универсальными средствами жизнедеятельности.
С давних времен в качестве «стержневого» понятия в становлении личности рассматривалась трудовая деятельность человека /по мнению Ф.Энгельса/.
К.Д. Ушинский, Н.К. Логинова считали, что они являются «системообразующими». Эти точки зрения актуальны и в настоящее время, т.к. влияют на формирование социального статуса ребенка. На основании данных понятий был разработан проект «Формирование представлений о труде взрослых», который является долгосрочным (продолжительность 1 год). /Схема 1/.
В нем предусмотрены различные этапы и различные виды деятельности по данному направлению.
Ключевым понятием в ознакомлении с окружающим миром выступает «преобразующая роль труда взрослых людей», где трудовая деятельность человека является связующим звеном во взаимодействии человека с миром природы и предметным миром. /Схема 2/.
С другой стороны, трудовая деятельность является системообразующим началом в ознакомлении с окружающим миром.
Предмет туда выступает, как цель – «результат труда», направленный на удовлетворение человеческих потребностей, т.е. является «носителем культуры» (согласно теории Л.С. Выготского). /Схема 3/.
Эти знания формируются в процессе совместной деятельности и имеет формы. /Схема 4/.
При составлении долгосрочного проекта системообразующими понятиями выступают задачи:
- расширение представлений о трудовых операциях и различных профессиях;
- воспитание уважения к взрослым, бережного отношения к людям труда, а также к результатам их профессиональной деятельности.
Это достигается в результате ознакомления с различными профессиями, с местом работы, инструментом и оборудованием, а также с результатами их профессиональной деятельности. При этом используются различные методы и формы /Схема 5/, а также в процессе использования основных средств /Схема 6/.
Знания, получаемые детьми по данной теме, основаны на понятиях близких каждому ребенку, на любви к малой Родине, т.е. к «родному поселку» и рассматриваются поблочно /Схема 7/.
В каждом из блоков ЧЕЛОВЕК выступает, как «носитель культурных ценностей»: культуры труда, быта, отдыха, досуга. Все это достигается посредством человеческого труда и знаменует собой становление личности и установления статуса «Я человек в социуме».
Ознакомление с трудом взрослых и знакомство с различными профессиями, происходят поэтапно, на протяжении 1 года /Схема 8/.
Имеются различные варианты /Схема 9/.
Вся проводимая работа в данном направлении поможет ребенку подготовиться к успешному обучению в школе и усвоению предметного цикла «Ознакомление с окружающим миром и представлений о себе».