kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие у детей дошкольного младшего возраста экологических представлений по средствам экспериментальной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментирование является важным видом деятельности, наряду с игровой деятельностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие у детей дошкольного младшего возраста экологических представлений по средствам экспериментальной деятельности.»

Картотека опытов для детей 3–4 лет


Об экспериментальной деятельности как основе для развития интеллектуальных и исследовательских способностей детей.


Песок


1. «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» — экспериментируем с мокрым песком


У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы


2. «Сыпучий песок» — экспериментируем с сухим песком. Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно порисовать струйкой песка


3. Научить детей получать разноцветный песок Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок


Снег


1. «Разные ножки топают по снежной дорожке» — научить детей получать четкие следы на снегу Воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры


2. «Ледяная горка» — показать детям, как делать горку для куклы При помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки


3. «Снежный городок» — научить детей делать из снега колобки и большой дом Воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью


4. «Разноцветные фигуры» — научить детей раскрашивать снежные фигуры На прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигуры из снега: снеговики, черепашки, пирожки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую разноцветную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.


Вода


1. «Кораблики» — по-знакомить детей со свойствами плаваю-щих предметов Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит


2. «Нырки» — познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек Детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними про-исходит, если их бросить в воду


3. «Буруны» Каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане


4. «Соберем водичку» — научить детей пользоваться губкой для сбора воды Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки


5. «Пена» — научить детей делать пену из шампуня В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.


Бумага


1. «Рвем бумагу» Дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию


2. «Бумажные комочки» — познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию


3. «Бумажные полоски» Детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.


Солнце


1. «Солнечные зайчики» — научить детей играть с солнечным зайчиком Вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком


2. «Тень» — познакомить детей со свойством солнечного света Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени


3. «Разноцветные стекляшки» — познакомить детей со свойствами прозрачного стекла Раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

«ПЕСОК»

«ДВИЖУЩИЙСЯ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В пластиковую бутылку насыпать сухого песка и закрутить крышкой. В крышке при помощи шила сделать дырку и вставить туда трубочку. Подуть в трубочку и понаблюдать, что происходит в бутылке.

«ПЕСОЧНЫЙ ЗАМОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Мокрый песок может выливаться из ладошек тонкой струей. Если ладошки держать над одним местом, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыпании песок твердеет, и получится крепкая постройка.

«А МЫ СЕЯЛИ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного.

«ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Показать детям песочные часы и рассказать историю возникновения этого прибора. Дать возможность ощутить длительность времени по песочным часам. Предложить что-либо сделать, отмечая время по часам: одеваться, спеть песенку и т.п.

«ВЕТЕР»

«ИГРУШКА-ВЕРТУШКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: сделать с детьми игрушки-вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра.

«ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: научить детей делать кораблики из скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.

«КАМЕШКИ»

«РАЗНЫЕ КАМЕШКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков выложить узор. Узнать плавают ли камешки? Какой у них цвет у сухих и мокрых?

«ВОДА»

«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Вода не имеет формы. Налейте воду в сосуды разной формы и объясните детям, что она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Потом пролейте на пол. Что происходит с водой?

«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Дать детям попробовать на вкус воду. Какой у нее вкус? Потом в стакан бросить сахар и размешать. Какой теперь вкус у раствора? Потом в один стакан бросить соль, в другой стакан с водой капнуть сок лимона.

«ВОДА НЕ ИМЕЕ ЗАПАХА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В стакан с водой добавляются вещества, имеющие резко выраженный запах (приятный), и сравнивают запахи.

«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В стакан с водой добавить красящие вещества или гуашь и понаблюдать, что происходит с водой. В ней растворяются красящие вещества.



«КАП-КАП-КАП»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Понаблюдать за таянием сосулек. Как можно получить каплю, только не из сосульки? Какая форма у капли? Какой звук издает капля, когда падает? Сочините музыку капли и сыграйте на металлофоне.



«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: поставить веточку (с дерева) в вазу с водой, а одну в пустую вазу и понаблюдать за тем, что будет происходить с веточками.

«ЗЕРКАЛО»

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.

«ЧТО ПРОИСХОДИТ В ЗЕРКАЛЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находиться в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?

«ПЕСОК»

«Я ПЕКУ, ДЕТКАМ ВСЕМ ПО КОЛОБКУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

У детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.

«СЫПУЧИЙ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно нарисовать струйкой песка.

«СНЕГ»

«РАЗНЫЕ НОЖКИ ТОПАЮТ ПО СНЕЖНОЙ ДОРОЖКЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры

«ЛЕДЯНАЯ ГОРКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку для куклы из снега, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.

«СНЕЖНЫЙ ГОРОДОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель из снега лепит колобок и предлагает детям сделать такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ФИГУРЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

на прогулке воспитатель делает с детьми фигуры из снега (снеговики, черепашки, пирожки), затем разноцветной водой раскрашивают фигурки.

«МАГНИТ»

«СВОЙСТВА МАГНИТА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям, как магнит притягивает металлические предметы (не забывайте про технику безопасности).

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

«ВОДА»

«КОРАБЛИКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей сл свойствами плавающих предметов. Воспитатель делает детям из бумаги кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.

«НЫРКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей со свойствами «ныряющих» игрушек. Детям раздают тениссные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросить в воду.

«СОБЕРЕМ ВОДИЧКУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Научить детей пользоваться губкой для сбора воды. Ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.

«ПЕНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая венчиком воду, получаем пену. В такой воде можно купать куклу.

«БУМАГА»

«РВЕМ БУМАГУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: дети рвут разноцветную бумагу на мелкие кусочки и делают из них аппликацию.

«БУМАЖНЫЕ КОМОЧКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей с новым свойством бумаги – скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки.

«СОЛНЦЕ»

«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям как можно играть с солнечным зайчиком. В группе или на участок, дать детям зеркало и показать как пускать солнечного зайчика. Игры с солнечным зайчиком.

«ТЕНЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойством солнечного света. Рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СТЕКЛЯШКИЬ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Рассказать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.



КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

«ПЕСОК»

«МЕЛЬНИЦА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.

«ИГРУШКИ ДЛЯ ПЕСКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Показать детям, как пользоваться игрушками для получения практического опыта. Воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать, испечь пирожки.

«СУХОЙ ПЕСОК»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Воспитатель предлагает взять сухой песок в руки и слепить лепешку. Что происходит? Что надо сделать, чтобы слепить пирожок для куклы?

«ПЕНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

В таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая венчиком воду, получаем пену. В такой воде можно купать куклу.

«СНЕГ»

«СВОЙСТВА СНЕГА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Познакомить детей со свойствами снега, как он лепится. Снег лепится, из него можно сделать «колобок», горку, и потом катать с горки на санках куклу.

«СЛЕДЫ НА СНЕГУ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных.

«СНЕГ ТАЕТ…»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ:

На прогулке набрать с детьми в ведерко снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом.

«ВЕТЕР»

«ИГРЫ С СУЛТАНЧИКАМИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: есть такая игрушка – султанчик, которую ветерок приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, поиграть с ними



«ВОДА»

«СВОЙСТВО ВОДЫ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: познакомить детей со свойствами воды. Воспитатель приносит в группу большую чашку наливает в нее воды и предлагает детям потрогать её. В воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны и уточки с рыбками поплыли.

«РЫБАЛКА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: показать детям как пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком. Дети повторяют.

«ШАРИКИ В ВОДЕ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель бросает в чашку с водой, шарик и показывает, как его можно выловить черпаком. Предлагает детям бросить шарики и самостоятельно достать их черпаком. Детям напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.



«ВОДА ИЗ КРАНА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: это наблюдение делается, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду.

«ПОМОЕМ ИГРУШКИ»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: воспитатель показывает, как надо мыть игрушки (посуду) для кукол. Потом поручает это детям. Напоминает, что делать это надо аккуратно.

«РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»

СОДЕРЖАНИЕ И ОБОРУДОВАНИЕ: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разведенной гуашью. При помощи пипетки в баночки капается гуашь, и дети наблюдают, как вода меняет окраску – превращается из прозрачной в разноцветную. Можно бросит в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Вывод – окрашенная вода непрозрачна.



















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Оксана Витальевна Гула

Дата: 19.02.2024

Номер свидетельства: 645929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Консультация "Развитие познавательной активности детей""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidietiei"
    ["file_id"] => string(6) "292990"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455381589"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_sovmestnoi_produktivno"
    ["file_id"] => string(6) "629890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681873492"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства