Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога доу
Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога доу
Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и
соответствующих образовательных учреждений.
И в первую очередь профессиональной деятельности педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандарт педагога, нацеленный на повышение качества образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога доу»
«ФОРМИРОВАНИЕИПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙПЕДАГОГАДОУ– КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ КАЧЕСТВАОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(консультациядляпедагогов)
Последние изменения в дошкольном образовании касаются практически всех функций образовательных процессов и
соответствующих образовательных учреждений.
И в первую очередь профессиональной деятельности педагога. Впервые в российском образовании разработан профессиональный стандартпедагога, нацеленный на повышение качества образования. В документе указаны профессиональные компетенции педагога
дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Дошкольное образование, в отличие от образования
на других возрастных этапах развития, рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия
педагога с детьми.
Педагог должен уметь творчески сотрудничать, как с детьми, так и с родителями, и с коллегами по работе; грамотно решать конфликтные ситуации. А для этого
необходимо усвоить определенный уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.
Разработать необходимые рекомендации разрешению конфликтных ситуаций, по формированию благоприятного морально-психологического климата.
самостоятельно планировать, организовывать педагогически
целесообразную систему работы,
а не просто выполнять должностные обязанности.
Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий,
методов и приёмов взаимодействия с детьми.
В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их
квалификации, стремлению к - самообразованию, самосовершенствованию.
Профессиональная компетенция педагога – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. (Профессиональный стандарт педагога)
Задачи формирования у педагогов достаточного уровня ключевых компетенций для эффективного осуществления своего профессионального самосовершенствования в сфере непрерывного образования, а следовательно, и профессиональной деятельности своевременны и актуальны.
Уровень компетенции педагогов должен определяться их способностью решать сложные непредсказуемые ситуации.
Совершенствование педагогической компетенции воспитателей ДОУ - это целенаправленный процесс, ориентированный на профессиональное развитие
педагогов, формирование необходимых качеств в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним, как профессионалам.
Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых
разнообразных условиях.
В понятии «профессионализм»отражается такая степень овладения человеком профессиональной деятельностью, которая соответствует
существующим в обществе стандартам и объективным требованиям
Для приобретения профессионализма, необходимы
соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Профессиональнаякомпетентностьпедагога– включает в себя
систему теоретических знаний педагогаи способов их применения в
конкретных педагогическихситуациях,
ценностные ориентации педагога, а так же
интегративные показатели его культуры
(речь,стильобщения, отношение к себе
исвоейдеятельности,
ксистемнымобластямзнаний и другие).
В соответствии с определением
понятия «профессиональнаякомпетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трёх критериев:
Владение современнымипедагогическими
технологиямии их применение в профессиональной деятельности;
Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС дошкольного образования;
Участие в разработке ПрограммыразвитияДОУ
Работа в условиях реализации программ инклюзивногообразования (адаптированные образовательные программы);
Освоениерусскогоязыкадетьми, для которых он не является родным;
Готовностьучитьвсехбезисключениядетей:работа с детьми, имеющими проблемы в развитии (ОВЗ), детьми-инвалидами, другими социально
запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Необходимость совершенствовать
свою профессиональную компетенцию обусловленасовременнымитребованиями,аони таковы, что полученных однажды знаний
недостаточно. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт:
«ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ
ЖИЗНЬ…».
Итак, повышение компетентности, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:
в расширении круга проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги дошкольного образования;
подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-культурной, досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.);
повышении сложности проблем, к решению которых должны быть готовы педагоги;
обогащении возможностей выбора эффективных способов решения проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.).
способности самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
Основныепутиразвитияпрофессиональной
компетентностипедагога:
курсы повышения квалификации
исследовательская, экспериментальная деятельность
инновационная деятельность, освоение новых
педагогических технологий
активное участие в педагогических конкурсах, мастер- классах
участие в методических объединениях, творческих группах
умение ориентироваться в информационном потоке
обобщение собственного педагогического опыта
и самое главное - самообразование, являющееся составной частью системы непрерывного образования, связующим звеном между базовым образованием
и периодическим повышением квалификации.
Почему педагогу необходимо постоянно работать над собой, пополнять и расширять свои знания?
Педагогика, как и все науки, не стоит на месте, а непрерывно развивается и совершенствуется. Объем научных знаний с
каждым годом увеличивается. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые
десятьлет.Это обязывает каждого специалиста, независимо от полученного образования, заниматься самообразованием Самообразование- целенаправленная познавательная
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
умение общаться с каждым ребёнком;
умение создать условия для свободного выбора деятельности;
умение создать условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
умение оказать недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
умение создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к
разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (втомчисле ограниченные) возможности здоровья;
умение развить коммуникативные способности детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
умение создать условия для овладения культурными средствами деятельности;
умение организовать виды деятельности, способствующие развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-
эстетического развития детей;
умение оценить индивидуальное развитие каждого ребёнка,
умение взаимодействовать с родителями по вопросам образования ребенка, вовлекать их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания