Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи»
Развитие
фонематического восприятияу дошкольниковс нарушением речи
Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).
Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.
К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев)
Формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны;
Усвоение грамматического строя, словаря;
Овладение связной речью.
Фонематические процессы включают в себя
Фонематический слух
Фонематическое восприятие
Фонематические представления
Фонематический слух –
Он включает в себя 3 речевые
тонкий
операции:
систематизированный
•способность слышать есть
слух,
обладающий
данный звук в слове или нет;
способностью
•способность различать слова,
осуществлять операции
в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;
•способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.
различения и
распознавания фонем,
составляющих звуковую
оболочку слова
умение определять
Фонематическое
линейную
восприятие -
специальные
последовательность звуков
умственные действия
в слове;
по дифференциации
•умение определять
фонем и установлению
позицию звука в слове по
звуковой структуры слова
отношению к его началу,
середине или концу;
•осознание или подсчет
количества звуков в слове.
Фонематические представления – формирование действий звукового анализа и синтеза
Под фонематическим
анализом мы понимаем
умственные действия по
анализу звуковой структуры
слова – разложение его на
последовательный ряд
звуков, подсчет их
количества, классификация.
Аналогично под
фонематическим
синтезом мы будем
понимать умственные
действия по синтезу
звуковой структуры
слова – слияние
отдельных звуков в
слоги, а слоги в слова.
Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия условно разделяют на шесть этапов:
Различение одинаковых слов, фраз,
Различение слов, близких по звуковому составу
Дифференциация слогов
Дифференциация фонем
Развитие элементарного звукового анализа и синтеза
Узнавание неречевых звуков
Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.
Игры и упражнения: «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит», «Что за шум?», «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры», «Где позвонили?», «Поищи!», «Где колокольчик?», «Недовольный Коля» или «Грустный гномик», «Солнце и дождик», «Ритмическое эхо», «Различаем твердые и мягкие согласные» и др.
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомлексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игры и упражнения: «Угадай по голосу!», «Громко-тихо», «Далеко – близко», «Угадай, кто кричит», «К кому пришел?», «Угадай, как надо делать», «Кот и мыши», «Сказочные голоса», «Скажи, как я», «Лягушки», «Улиточка» и др.
I
Различение слов, близких по звуковому составу
В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.
Игры и упражнения: «Незнайка запутался», «Продолжи стихи», «Подбери похожие слова», «Подбери похожие слова», «Будь внимателен», «Что мог бы нарисовать художник?», «Найди себе пару», «Найди звук», «Сравни», «Лишнее слово» и т.д.
Дифференциация слогов
При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.
Упражнения: «Эхо», «Телефон», «Какой отличается», «Повтори за мной» и др.
Дифференциация фонем
Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.
Игры и упражнения: «Какой звук есть во всех словах?», «Общий звук», «Поймайте звук», «Подними сигнал», «Узнавай-ка», «Звуки-буквы», «Сигнальщики», «Внимательные ушки»,
«Придумай слово», «Подарки», «Наоборот»,
«Разложи правильно картинки»,
«Картинка-помощница»,
«Живые звуки» и т.д.
Развитие элементарного звукового анализа и синтеза
Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:
а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);
б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);
в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);
г) слова без стечения согласных:
- односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)
- двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);
д) слова со стечением согласных.
В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:
Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков
Выделить слог с определенным звуком
Выделить из ряда слов слова с определенным звуком
Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец)
Определить последовательность, количество и место положения звука в слове по отношению к другим звукам
Использование игр и упражнений помогает организовывать коррекционно-образовательную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на развитие фонематического восприятия, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.