kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены сведения о формировании фонематических представлений у дошкольников с нарушением речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи»

Развитие фонематического восприятия  у дошкольников  с нарушением речи

Развитие

фонематического восприятия у дошкольников с нарушением речи

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).  Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.  К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).  Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев) Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на:

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, что по данным многих современных исследователей одно и тоже, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка, что и служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев)

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на:

  • Становление детского звукопроизношения;
  • Формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны;
  • Усвоение грамматического строя, словаря;
  • Овладение связной речью.
Фонематические процессы включают в себя Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонематические представления

Фонематические процессы включают в себя

Фонематический слух

Фонематическое восприятие

Фонематические представления

Фонематический слух – Он включает в себя 3 речевые тонкий операции: систематизированный  • способность слышать есть слух, обладающий данный звук в слове или нет; способностью • способность различать слова, осуществлять операции в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. различения и распознавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова

Фонематический слух –

Он включает в себя 3 речевые

тонкий

операции:

систематизированный

способность слышать есть

слух,

обладающий

данный звук в слове или нет;

способностью

способность различать слова,

осуществлять операции

в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

различения и

распознавания фонем,

составляющих звуковую

оболочку слова

умение определять
  • умение определять

Фонематическое

линейную

восприятие -

специальные

последовательность звуков

умственные действия

в слове;

по дифференциации

умение определять

фонем и установлению

позицию звука в слове по

звуковой структуры слова

отношению к его началу,

середине или концу;

осознание или подсчет

количества звуков в слове.

Фонематические представления – формирование действий звукового анализа и синтеза Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Фонематические представления – формирование действий звукового анализа и синтеза

Под фонематическим

анализом мы понимаем

умственные действия по

анализу звуковой структуры

слова – разложение его на

последовательный ряд

звуков, подсчет их

количества, классификация.

Аналогично под

фонематическим

синтезом мы будем

понимать умственные

действия по синтезу

звуковой структуры

слова – слияние

отдельных звуков в

слоги, а слоги в слова.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия условно разделяют на шесть этапов: Различение одинаковых слов, фраз, Различение слов, близких по звуковому составу Дифференциация слогов Дифференциация фонем Развитие элементарного звукового анализа и синтеза

Логопедическую работу по развитию у детей фонематического восприятия условно разделяют на шесть этапов:

Различение одинаковых слов, фраз,

Различение слов, близких по звуковому составу

Дифференциация слогов

Дифференциация фонем

Развитие элементарного звукового анализа и синтеза

Узнавание неречевых звуков  Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.  Игры и упражнения: «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит», «Что за шум?», «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры», «Где позвонили?», «Поищи!», «Где колокольчик?», «Недовольный Коля» или «Грустный гномик», «Солнце и дождик», «Ритмическое эхо», «Различаем твердые и мягкие согласные» и др.

Узнавание неречевых звуков

Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений. В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Игры и упражнения: «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит», «Что за шум?», «Шумящие коробочки», «Звуковые цилиндры», «Где позвонили?», «Поищи!», «Где колокольчик?», «Недовольный Коля» или «Грустный гномик», «Солнце и дождик», «Ритмическое эхо», «Различаем твердые и мягкие согласные» и др.

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомлексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса    На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.  Игры и упражнения: «Угадай по голосу!», «Громко-тихо», «Далеко – близко», «Угадай, кто кричит», «К кому пришел?», «Угадай, как надо делать», «Кот и мыши», «Сказочные голоса», «Скажи, как я», «Лягушки», «Улиточка» и др.

Различение одинаковых слов, фраз, звукокомлексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.

Игры и упражнения: «Угадай по голосу!», «Громко-тихо», «Далеко – близко», «Угадай, кто кричит», «К кому пришел?», «Угадай, как надо делать», «Кот и мыши», «Сказочные голоса», «Скажи, как я», «Лягушки», «Улиточка» и др.

I Различение слов, близких по звуковому составу    В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.  Игры и упражнения: «Незнайка запутался», «Продолжи стихи», «Подбери похожие слова», «Подбери похожие слова», «Будь внимателен»,  «Что мог бы нарисовать художник?», «Найди себе пару», «Найди звук», «Сравни», «Лишнее слово» и т.д.

I

Различение слов, близких по звуковому составу

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Игры и упражнения: «Незнайка запутался», «Продолжи стихи», «Подбери похожие слова», «Подбери похожие слова», «Будь внимателен»,  «Что мог бы нарисовать художник?», «Найди себе пару», «Найди звук», «Сравни», «Лишнее слово» и т.д.

Дифференциация слогов    При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.  Упражнения: «Эхо», «Телефон», «Какой отличается», «Повтори за мной» и др.

Дифференциация слогов

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры - открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Упражнения: «Эхо», «Телефон», «Какой отличается», «Повтори за мной» и др.

Дифференциация фонем  Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.  Игры и упражнения: «Какой звук есть во всех словах?», «Общий звук», «Поймайте звук», «Подними сигнал», «Узнавай-ка», «Звуки-буквы», «Сигнальщики», «Внимательные ушки», «Придумай слово», «Подарки», «Наоборот», «Разложи правильно картинки», «Картинка-помощница»,  «Живые звуки» и т.д.

Дифференциация фонем

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Игры и упражнения: «Какой звук есть во всех словах?», «Общий звук», «Поймайте звук», «Подними сигнал», «Узнавай-ка», «Звуки-буквы», «Сигнальщики», «Внимательные ушки»,

«Придумай слово», «Подарки», «Наоборот»,

«Разложи правильно картинки»,

«Картинка-помощница»,

«Живые звуки» и т.д.

Развитие элементарного звукового анализа и синтеза    Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза: а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.); б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.); в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.); г) слова без стечения согласных: - односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.) - двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.); д) слова со стечением согласных.  В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

Развитие элементарного звукового анализа и синтеза

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

а) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

б) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

в) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

г) слова без стечения согласных:

- односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

- двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

д) слова со стечением согласных.

В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков Выделить слог с определенным звуком Выделить из ряда слов слова с определенным звуком Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) Определить последовательность, количество и место положения звука в слове по отношению к другим звукам

Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков

Выделить слог с определенным звуком

Выделить из ряда слов слова с определенным звуком

Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец)

Определить последовательность, количество и место положения звука в слове по отношению к другим звукам

Использование игр и упражнений помогает организовывать коррекционно-образовательную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на развитие фонематического восприятия, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Использование игр и упражнений помогает организовывать коррекционно-образовательную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на развитие фонематического восприятия, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Формирование фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи

Автор: Ефименко Ирина Викторовна

Дата: 28.03.2022

Номер свидетельства: 603577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим нарушением речи посредством дидактических игр"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_fonematicheskikh_protsessov_u_doshkolnikov_s_obshchim_narusheniem_r"
    ["file_id"] => string(6) "515824"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1561311858"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ  РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ "
    ["seo_title"] => string(133) "ispol-zovaniie-eliemientov-tiekhnologii-razvitiia-kritichieskogo-myshlieniia-v-formirovanii-zvukovoi-kul-tury-riechi-dietiei-4-5-liet"
    ["file_id"] => string(6) "180725"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425228559"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Использование элементов программированного обучения в работе по  коррекции фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи"
    ["seo_title"] => string(155) "ispol-zovaniie-eliemientov-proghrammirovannogho-obuchieniia-v-rabotie-po-korriektsii-foniematichieskikh-protsiessov-u-doshkol-nikov-s-narushieniiami-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "252543"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447407031"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ КАК ОСНОВА РЕЧИ РЕБЁНКА "
    ["seo_title"] => string(51) "foniematichieskii-slukh-kak-osnova-riechi-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "107650"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403364977"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ"
    ["seo_title"] => string(82) "profilaktikaakustichieskoidisgrafiiudietieidoshkolnogovozrastasnarushieniiemriechi"
    ["file_id"] => string(6) "270357"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451073648"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства