Просмотр содержимого документа
«Экспериментальная деятельность старших дошкольников»
МБДОУ ДС №300.
Проект: « Опытно – экспериментальная деятельность старших дошкольников».
Логопедическая группа №7 «Речецветик».
Автор проекта: Воспитатель Яшкина
Надежда Анатольевна.
Цели:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования .
Развить наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
Развить познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость и умение делать выводы.
Задачи:
Расширять представление детей о свойствах окружающего мира:
Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
Развивать представления детей о некоторых факторах среды (температура воздуха и её изменчивость;.
Развивать, пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
Классификация экспериментов:
индивидуальные или групповые
однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.) По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть:
констатирующие (позволяющие увидеть какое – то одно состояние объекта или одно явление),
сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения экспериментыделятся на демонстрационные и фронтальные .
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты , так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей .
Детское экспериментирование, в отличие от экспериментирования школьников, имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта.
Развивающая среда группы.
Опыты с водой.
Свойства воды.
Опыты с водой.
Эксперимент. У воды нет вкуса.
Знаете ли вкус солёного огурца, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус конфет. Попробуйте на вкус воду. Можно ли назвать воду солёной, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №1.
Вода имеет свойства окрашиваться.
И про помощи ткани проводника, может подниматься в верх и создавать другой цвет.
Опыт №2
Вода не имеет формы , принимает форму любого сосуда, при минусовой температуре замерзает.
Опыт №3.
Положи в один стакан кусочек льда, в другой – комок снега. Что ты наблюдаешь?
Снег и лёд не тонут, они легче воды.
Опыт №4.
Снег и лёд тают под действием тепла, превращаются в воду.
Подержи снег и лёд в руках. Что происходит?
Опыт №5.
Сожми в одной руке немного снега, а в другой – кусочек льда. Что ты можешь сказать?
Снег сжимается, он-рыхлый.
Лед не сжимается, он- плотный.
Опыт №6.
Сравни снег и лёд по цвету с листками цветной бумаги.
Сделай вывод. Проверь.
Снег белый.
Лёд прозрачный.
Опыт №7.
Вода может удерживать предметы на поверхности.
Вывод: «Деревянная ложка легче чем металлическая». «Мандарин легче чеснока».
Опыты с воздухом.Свойства воздуха.
Опыт №1.
Можно ли увидеть воздух?
Что произойдёт, если опустить соломинку в воду и подуть? Появятся пузырьки - это и есть воздух.
Опыт №2.
Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду то увидим , что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Опыт №3.
Возьмём воздушный шарик, надуем его и целлофановый мешок заполним воздухом. Вывод: Воздух имеет плотность.
Опыты с песком.Свойства песка.
Песок сыпучий.На песке можно рисовать и лепить.
В своей работе я опиралась на основные принципы и методы в педагогике.
Мной была изучена литература по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина Т.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афасьевой и пр. Н.Н. Поддъяков, в своих работах выделяет следующие:
структуры при проведении экспериментов:
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
В своей работе я использовала;
Перспективное планирование,
Картотеку опытов и экспериментов,
Картотеку конспектов занятий,
Рекомендации для родителей.
А также литературу:Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2004 Рыжова Н. А. Волшебница –вода. Линка-Пресс, 1997 .
Рыжова Н.А. Игры с водой и песком. Обруч, 1997. — №2 Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста. Дошкольная педагогика,2001. № 1.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(290) "Консультация для родителей по инновационной деятельности «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»"
["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_ekspierimienta"
["file_id"] => string(6) "460971"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1520364620"
}
}