• во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
• во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
• в - третьих, они практически безопасны;
• в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Направления:
-живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
-человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Стимулы:
• Внешние (новизна, необычность объекта);
• Тайна, сюрприз;
• Мотив помощи;
• Познавательный мотив (почему так);
• Ситуация выбора.
Что даёт экспериментальная деятельность
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийдти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Познавательно-исследовательская деятельностьв дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес,но и возбуждать, по какой-то причине погасший,что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”