kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Двигательная и сенсомоторная коррекция у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция саморегуляции при помощи движений и поз

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Двигательная и сенсомоторная коррекция у дошкольников»

«Сенсомоторная (двигательная) коррекция детей с нарушениями развития» Подготовила педагог-психолог МБДОУ №188 Нетеса Оксана Ивановна

«Сенсомоторная (двигательная) коррекция детей с нарушениями

развития»

Подготовила педагог-психолог МБДОУ №188

Нетеса Оксана Ивановна

Нарушения развития у детей

Нарушения развития у детей

  • Задержка нервно-психического развития;
  • Интеллектуальные нарушения;
  • Органическое поражение ЦНС;
  • ДЦП;
  • СДВГ;
  • Расстройства аутистического спектра.
Научное обоснование

Научное обоснование

  • Методика сенсомоторной коррекции опирается на теорию уровневой организации движений Н. А. Бернштейна. Советский психофизиолог, который как раз и говорил, что «любое тренированное движение можно считать решением двигательной задачи». Он создал теорию уровней построения движений. Эти уровни соответствуют уровням строения нервной системы.
Зачем нужна сенсомоторная коррекция  Регуляция тонуса (напряжений и расслаблений) мышц. Абсолютно любое движение включает этот компонент. Без возможности правильным образом регулировать мышечный тонус мы не сможем даже просто стоять и сидеть.  Высокая степень двигательной самостоятельности и дифференцированности отдельных мышечных групп. Этот компонент долго развивается в процессе онтогенеза. Благодаря ему мы можем, например, пошевелить пальцами, не шевеля при этом всей рукой. Степень дифференцированности зависит не только от формирования центральной нервной системы, но и от опыта индивидуума.  Способность этих мышечных групп пластично взаимодействовать для решения определенной двигательной задачи (баланса, попадания в цель, выполнения предметного действия и т. д.). Для взаимодействия движений важна такая составляющая как ритм. Поддержание и контроль позы. Точность движений. Это не только попадание мячом в цель, но и письмо, и рисование.  Способность формировать двигательные алгоритмы и предметные  действия.

Зачем нужна сенсомоторная коррекция

  • Регуляция тонуса (напряжений и расслаблений) мышц. Абсолютно любое движение включает этот компонент. Без возможности правильным образом регулировать мышечный тонус мы не сможем даже просто стоять и сидеть.
  • Высокая степень двигательной самостоятельности и дифференцированности отдельных мышечных групп. Этот компонент долго развивается в процессе онтогенеза. Благодаря ему мы можем, например, пошевелить пальцами, не шевеля при этом всей рукой. Степень дифференцированности зависит не только от формирования центральной нервной системы, но и от опыта индивидуума.
  • Способность этих мышечных групп пластично взаимодействовать для решения определенной двигательной задачи (баланса, попадания в цель, выполнения предметного действия и т. д.). Для взаимодействия движений важна такая составляющая как ритм.
  • Поддержание и контроль позы.
  • Точность движений. Это не только попадание мячом в цель, но и письмо, и рисование.
  • Способность формировать двигательные алгоритмы и предметные

действия.

  • Чётко функционирующая чувствительность. Она важна для каждого компонента двигательной сферы человека.
Пять типов двигательных задач

Пять типов двигательных задач

  • А – обеспечивает тонус мышц, редко осознается. Это катание шариков, хватание предметов, принятие и удержание позы и т.д.
  • В - уровень двигательных штампов (стереотипные движения, выполняемые в стандартной ситуации).
  • С – уровень пространственного поля. Уровень обеспечивает нам движение в окружающей среде. Сюда относятся спортивные игры, танцевальные движения.
D – уровень предметных действий, как ребенок действует с предметами (владение ложкой, карандашом, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, замочков, кнопочек, завязывание шнурков, владение мячом, скакалкой). Е – движения, связанные с речью. Понимание чужой и собственной речи.
  • D – уровень предметных действий, как ребенок действует с предметами (владение ложкой, карандашом, застегивание и расстегивание пуговиц, молний, замочков, кнопочек, завязывание шнурков, владение мячом, скакалкой).
  • Е – движения, связанные с речью. Понимание чужой и собственной речи.
Диагностика расстройства координации движений включает в себя :  Исследование истории развития, чтобы выяснить, есть ли  какие-то поводы подозревать расстройство координации  движений, связанное с развитием. • Физический осмотр и наблюдение: ряд проблем с  движением может быть вызван чисто физическими  проблемами, например, дисплазией суставов. • Наблюдение в группе дошкольного учреждения, беседы с  родителями (анкеты сформированности и применения двигательных и бытовых навыков) • Тесты, направленные на оценку двигательных функций.

Диагностика расстройства координации движений включает в себя :

  • Исследование истории развития, чтобы выяснить, есть ли

какие-то поводы подозревать расстройство координации

движений, связанное с развитием.

Физический осмотр и наблюдение: ряд проблем с

движением может быть вызван чисто физическими

проблемами, например, дисплазией суставов.

Наблюдение в группе дошкольного учреждения, беседы с

родителями (анкеты сформированности и применения двигательных и бытовых навыков)

Тесты, направленные на оценку двигательных функций.

Цели сенсомоторной коррекции: • Улучшение возможностей адаптации ребенка, повышение его самостоятельности, расширение круга доступных ему двигательных навыков. • Общее улучшение возможностей регуляции движений, что расширяет круг жизненных задач, доступных ребёнку. Возможность совершать движения нужной силы и скорости. • Повышение безопасности движения через улучшение координации и точности движений. Например, самостоятельный подъём и спуск по лестнице, лазание, перешагивание, использование столовых предметов. • Улучшение возможностей программирования, регуляции и контроля через освоение двигательных программ, произвольную регуляцию движений. • Улучшение речедвигательных функций. • В групповой работе –  улучшение социально-коммуникативных  навыков и навыков взаимодействия.

Цели сенсомоторной коррекции:

Улучшение возможностей адаптации ребенка, повышение его самостоятельности, расширение круга доступных ему двигательных навыков.

Общее улучшение возможностей регуляции движений, что расширяет круг жизненных задач, доступных ребёнку. Возможность совершать движения нужной силы и скорости.

Повышение безопасности движения через улучшение координации и точности движений. Например, самостоятельный подъём и спуск по лестнице, лазание, перешагивание, использование столовых предметов.

Улучшение возможностей программирования, регуляции и контроля через освоение двигательных программ, произвольную регуляцию движений.

Улучшение речедвигательных функций.

В групповой работе –

улучшение социально-коммуникативных

навыков и навыков взаимодействия.

Основные принципы двигательной (сенсомоторной) коррекции, основанной на теории Н. А. Бернштейна: • Коррекционная работа не может проводиться напрямую с глубинными уровнями построения движений. Их можно задействовать косвенно, через выполнение движений, регулирующихся более высокими уровнями построения движений. • Коррекционная работа – это, в первую очередь, формирование определенных навыков. Это обучение, целенаправленная и осознанная работа с движением. • В связи с этим двигательная коррекция также задействует внимание и  управляющие функции. • Для любого движения необходима нормально функционирующая сенсорная обратная связь. В связи с этим работа с чувствительностью разных видов является составной частью коррекции. • Двигательная коррекция часто используется в работе с детьми с коморбидными (сочетаемыми) расстройствами, такими как СДВГ или РАС.   Поэтому важной составляющей коррекции является работа с мотивацией.

Основные принципы двигательной (сенсомоторной) коррекции, основанной на теории Н. А. Бернштейна:

Коррекционная работа не может проводиться напрямую с глубинными уровнями построения движений. Их можно задействовать косвенно, через выполнение движений, регулирующихся более высокими уровнями построения движений.

Коррекционная работа – это, в первую очередь, формирование определенных навыков. Это обучение, целенаправленная и осознанная работа с движением.

В связи с этим двигательная коррекция также задействует внимание и

управляющие функции.

Для любого движения необходима нормально функционирующая сенсорная обратная связь. В связи с этим работа с чувствительностью разных видов является составной частью коррекции.

Двигательная коррекция часто используется в работе с детьми с коморбидными (сочетаемыми) расстройствами, такими как СДВГ или РАС. 

Поэтому важной составляющей коррекции является работа с мотивацией.

Коррекционная рaбота включает в себя:  формирование и отрaботку новых навыков;  целенаправленную рaботу с движением, вниманием и управляющими функциями;  воздействие на различные виды сенсорного восприятия.

Коррекционная рaбота включает в себя: формирование и отрaботку новых навыков; целенаправленную рaботу с движением, вниманием и управляющими функциями; воздействие на различные виды сенсорного восприятия.

Типы заданий и упражнений сенсомоторной коррекции, задействующие те или иные компоненты движения : • Упражнения, направленные на улучшение регуляции силы движений (напряжение-расслабление): “Тяни-толкай”, «Ударь в колокольчик», «Давай бороться», «Поиграй нам, Миша, в бубен» и т. д.

Типы заданий и упражнений сенсомоторной коррекции, задействующие те или иные компоненты движения :

Упражнения, направленные на улучшение регуляции силы движений (напряжение-расслабление): “Тяни-толкай”, «Ударь в колокольчик», «Давай бороться», «Поиграй нам, Миша, в бубен» и т. д.

• Упражнения, направленные на грубую координацию, для развития крупной моторики. Помогают ребёнку в целом почувствовать своё тело: «Качалка», «Эмбрион», «Лодочка», «Наступи на кочку», «Перешагни мостик».

Упражнения, направленные на грубую координацию, для развития крупной моторики. Помогают ребёнку в целом почувствовать своё тело: «Качалка», «Эмбрион», «Лодочка», «Наступи на кочку», «Перешагни мостик».

• Упражнения, направленные на поддержание устойчивой позы: «Удержи пирамиду», «Цапля», «Аист», «Шлагбаум», «Море волнуется раз».

Упражнения, направленные на поддержание устойчивой позы: «Удержи пирамиду», «Цапля», «Аист», «Шлагбаум», «Море волнуется раз».

• Для преодоления синкинезий (лишних движений) и формирования синергий.   В этих упражнениях тренируется ритмичность в движениях: «Ползание на четвереньках», «Ходьба маршем», «Велосипед», «Вездеход», «Мельница».

Для преодоления синкинезий (лишних движений) и формирования синергий.   В этих упражнениях тренируется ритмичность в движениях: «Ползание на четвереньках», «Ходьба маршем», «Велосипед», «Вездеход», «Мельница».

•  Упражнения для формирования ритмических координаций: сопровождайте любое упражнение стихами – так ребёнок научится действовать в определённом ритме. Бег змейкой, повороты на определенный счет. •  Для улучшения баланса: используйте балансиры, стройте полосы препятствий и т.п.

Упражнения для формирования ритмических координаций: сопровождайте любое упражнение стихами – так ребёнок научится действовать в определённом ритме. Бег змейкой, повороты на определенный счет.

Для улучшения баланса: используйте балансиры, стройте полосы препятствий и т.п.

Упражнения для тренировки точности движений подойдёт, например, метание в цель, игра в кегли. Бросать кольцо можно не только руками, но и ногами. Игры и упражнения для улучшения произвольной регуляции движений и действий. Подойдут любые игры, где ребёнку нужно выполнить движения по инструкции. «Голова-ноги», «Летает-не летает», «Нос, пол, потолок», «Вода, воздух, огонь, земля».
  • Упражнения для тренировки точности движений подойдёт, например, метание в цель, игра в кегли. Бросать кольцо можно не только руками, но и ногами.
  • Игры и упражнения для улучшения произвольной регуляции движений и действий. Подойдут любые игры, где ребёнку нужно выполнить движения по инструкции. «Голова-ноги», «Летает-не летает», «Нос, пол, потолок», «Вода, воздух, огонь, земля».
Упражнения для улучшения тактильной и кинестетической чувствительности. Рисуйте на спине фигуры, перед ребенком лежат карточки с изображением таких же фигур, ребенок по карточкам выбирает нарисованную на спине фигуру. Дорожки с разной поверхностью, игры с сыпучими материалами
  • Упражнения для улучшения тактильной и кинестетической чувствительности. Рисуйте на спине фигуры, перед ребенком лежат карточки с изображением таких же фигур, ребенок по карточкам выбирает нарисованную на спине фигуру.
  • Дорожки с разной поверхностью, игры с сыпучими материалами
Вокруг двигательной (сенсомоторной) коррекции существует ряд мифов. Вот некоторые из них: Двигательная коррекция улучшает межполушарные взаимодействия. Нет ни одного достоверного исследования в этой области. • С помощью двигательной коррекции можно избавиться от трудностей. Обучения, аутизма и других расстройства нервно-психического развития. К сожалению, это тоже неправда. Подобные расстройства сопровождают человека всю жизнь. Мы можем говорить лишь о компенсации симптомов. • Программу двигательной коррекции необходимо строго соблюдать, иначе все усилия будут напрасны. На самом деле, чем разнообразнее программа, тем эффективнее работа.

Вокруг двигательной (сенсомоторной) коррекции существует ряд мифов. Вот некоторые из них:

  • Двигательная коррекция улучшает межполушарные взаимодействия. Нет ни одного достоверного исследования в этой области.

С помощью двигательной коррекции можно избавиться от трудностей.

  • Обучения, аутизма и других расстройства нервно-психического развития. К сожалению, это тоже неправда. Подобные расстройства сопровождают человека всю жизнь. Мы можем говорить лишь о компенсации симптомов.

Программу двигательной коррекции необходимо строго соблюдать, иначе все усилия будут напрасны. На самом деле, чем разнообразнее программа, тем эффективнее работа.

  • Двигательную коррекцию нельзя совмещать с другими типами помощи, в том числе с медикаментозной терапией. Это важно лишь в случае проведения научного исследования для соблюдения чистоты эксперимента.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Двигательная и сенсомоторная коррекция у дошкольников

Автор: Нетеса Оксана Ивановна

Дата: 19.12.2021

Номер свидетельства: 595363

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ "
    ["seo_title"] => string(112) "siensornaia-komnata-kak-sriedstvo-razvitiia-dietiei-sirot-i-dietiei-ostavshikhsia-biez-popiechieniia-roditieliei"
    ["file_id"] => string(6) "201471"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429069678"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста»."
    ["seo_title"] => string(60) "razvitie_grafomotornykh_navykov_u_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "626619"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1677418344"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства