kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детское экспериментирование как эффективное средство познания окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период «дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детское экспериментирование как эффективное средство познания окружающего мира.»

Детское экспериментирование как эффективное средство познания окружающего мира, развития любознательности и активности ребенка-дошкольника (на примере среднего возраста 4-5лет)  Выполнила: воспитатель Пескова Л.А МБДОУ «Детский сад№16 г. Выборга»

Детское экспериментирование как эффективное средство познания окружающего мира, развития любознательности и активности ребенка-дошкольника (на примере среднего возраста 4-5лет)

Выполнила: воспитатель Пескова Л.А МБДОУ «Детский сад№16 г. Выборга»

Умейте открыть перед ребёнком                                        в окружающем мире что- то одно,                                                но открыть так, чтобы кусочек жизни                                     заиграл всеми цветами радуги.                                                       Оставляйте всегда что- то недосказанное,                                                     что бы ребёнку захотелось ещё и ещё раз                                           возвратиться к тому, что он узнал”                                                                                            В.А. Сухомлинский

Умейте открыть перед ребёнком

                                       в окружающем мире что- то одно,                                               но открыть так, чтобы кусочек жизни                                    заиграл всеми цветами радуги.                                                    

Оставляйте всегда что- то недосказанное,                                                    что бы ребёнку захотелось ещё и ещё раз                                          возвратиться к тому, что он узнал”                                                                                           В.А. Сухомлинский

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.    Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период «дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий    

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.  

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период «дошкольного развития» и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним; осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий

   

       В ДОУ эксперимент должен отвечать следующим условиям:  - максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; - безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; - показ только существенных сторон явления или процесса; - отчетливая видимость изучаемого явления; - возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

 

    В ДОУ эксперимент должен отвечать следующим условиям: 

- максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними; - безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов; - показ только существенных сторон явления или процесса;

- отчетливая видимость изучаемого явления;

- возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

При организации экспериментирования особое внимание следует обращать на предотвращение возможных травм. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результат своих поступков. Работа с детьми строится по принципу «от простого к слож­ному». Педагог должен в каждый конкретный момент отдавать себе отчет об уровне сформированности у детей необходимых навыков и не превышать их реальных возможностей при выпол­нении экспериментальных действий. Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в опре­деленной последовательности:- действие показывает педагог;-  действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке; иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с по­мощью такого методического приема он дает возможность де­тям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совер­шения которой велика;-действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;- действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каж­дого ребенка;- действие стало знакомым, и дети совершают его в обыч­ном темпе.

Цели игры-экспериментирования : Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.  Развитие словаря.  Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.  Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Цели игры-экспериментирования :

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Развитие словаря.

Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи игры- экспериментирования Формировать у детей способность видеть многообразие  мира в системе взаимосвязей.  Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).  Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью  Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Задачи игры- экспериментирования

Формировать у детей способность видеть многообразие

мира в системе взаимосвязей.

Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).

Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью

Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы; Обучать плавному направленному выходу на предмет . Развивающие задачи: Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей; Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и активность Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость. Воспитывать аккуратность в работе.

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами предмета исследования;

Формировать умение делать открытия и выводы;

Обучать плавному направленному выходу на предмет .

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.

В работе с детьми применяются различные методы: элементарные опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические игры, чтение художественной литературы.  Опыты проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, дела выводы. В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаем их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем.

В работе с детьми применяются различные методы: элементарные опыты, наблюдения в уголке природы, на прогулке, трудовые поручения, дидактические игры, чтение художественной литературы.

Опыты проходят как длительное или как кратковременное наблюдение. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводим сразу: анализируем условия протекания опыта, сравниваем результаты, дела выводы. В ходе опыта длительного характера мы стараемся поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращаем их к осознанию того, зачем был поставлен опыт. Все происходящие изменения в ходе наблюдений совместно с детьми фиксируем.

Так же нужно провести работу по созданию предметно - развивающей среды в группе: создать и оборудовать центр детского экспериментирования, который может быть соединен с уголком природы. Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем, над которыми работаем. Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается. Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?»,  «Будет ли плавать резиновая уточка или утонет?», «Получится ли куличик, если песок сухой» и т. д.

Так же нужно провести работу по созданию предметно - развивающей среды в группе: создать и оборудовать центр детского экспериментирования, который может быть соединен с уголком природы. Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем, над которыми работаем.

Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?», 

«Будет ли плавать резиновая уточка или утонет?», «Получится ли куличик, если песок сухой» и т. д.

Работая над темой «Вода» -используем различные емкости для воды, одноразовые стаканы разных размеров, различные прозрачные пластиковые сосуды (колбочки, баночки, мерные стаканчики, игрушки резиновые для игр с водой, мыльные пузыри, коктейльные трубочки). Давая понятие «воздух», «ветер», выкладываем вертушки, султанчики, флажки, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, бабочки и листики из салфеток, мыльные пузыри).

Работая над темой «Вода» -используем различные емкости для воды, одноразовые стаканы разных размеров, различные прозрачные пластиковые сосуды (колбочки, баночки, мерные стаканчики, игрушки резиновые для игр с водой, мыльные пузыри, коктейльные трубочки). Давая понятие «воздух», «ветер», выкладываем вертушки, султанчики, флажки, трубочки, полиэтиленовые пакеты, веера, бабочки и листики из салфеток, мыльные пузыри).

У нас в группе есть любопытная обезьянка-Чича, которая задает детям много вопросов, ответы на которые дети могут найти, только экспериментируя, наблюдая, действуя. И затем рассказывают обезьянке, что они и как они делали и что из этого получилось (тем самым в игровой форме, делают выводы).  Так же Чича просит детей о помощи: например, собрать бусинки, которые она рассыпала в песке (проблема: как легче и быстрее выбрать все бусины из песка).Ищем в центре экспериментирования: что нам может помочь. А там, уже лежат совочки для песка, сито разных видов и размеров. Или такая просьба: собрать воду, которую она нечаянно разлила (проблема: чем можно собрать воду). Опять смотрим в центре экспериментирования, что нам для этого понадобится (груша, пипетка, тряпочка, губка)

У нас в группе есть любопытная обезьянка-Чича, которая задает детям много вопросов, ответы на которые дети могут найти, только экспериментируя, наблюдая, действуя. И затем рассказывают обезьянке, что они и как они делали и что из этого получилось (тем самым в игровой форме, делают выводы).

Так же Чича просит детей о помощи: например, собрать бусинки, которые она рассыпала в песке (проблема: как легче и быстрее выбрать все бусины из песка).Ищем в центре экспериментирования: что нам может помочь. А там, уже лежат совочки для песка, сито разных видов и размеров. Или такая просьба: собрать воду, которую она нечаянно разлила (проблема: чем можно собрать воду). Опять смотрим в центре экспериментирования, что нам для этого понадобится (груша, пипетка, тряпочка, губка)

Вода и песок  Вода и песок – самые доступные объекты исследования для маленьких детей, так как с ними дети сталкиваются с самого раннего возраста. Поэтому именно с этих объектов можно начинать работу по опытно-экспериментальной деятельности детей.  С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что вода может литься, капать, брызгать, переливаться из одного сосуда в другой; что вода не имеет вкуса и запаха не имеет цвета; вода может быть теплой и холодной.  Опытным путем мы с детьми выяснили, что чистая вода прозрачная, что некоторые вещества в воде растворяются, передавая воде свой вкус. Сначала с подачи воспитателей, а затем и самостоятельно, в процессе манипуляций с водой, наблюдений в повседневной жизни, дети выяснили, зачем нужна вода, где она используется.

Вода и песок

Вода и песок – самые доступные объекты исследования для маленьких детей, так как с ними дети сталкиваются с самого раннего возраста. Поэтому именно с этих объектов можно начинать работу по опытно-экспериментальной деятельности детей.

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что вода может литься, капать, брызгать, переливаться из одного сосуда в другой; что вода не имеет вкуса и запаха не имеет цвета; вода может быть теплой и холодной.

Опытным путем мы с детьми выяснили, что чистая вода прозрачная, что некоторые вещества в воде растворяются, передавая воде свой вкус. Сначала с подачи воспитателей, а затем и самостоятельно, в процессе манипуляций с водой, наблюдений в повседневной жизни, дети выяснили, зачем нужна вода, где она используется.

Играя с песком, дети не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты и эксперименты в процессе которых получают элементарные представления о свойствах песка: песок состоит из мельчайших песчинок; сухой песок рассыпается, не лепится, но можно сухим песком рисовать. А если его полить, то он станет влажным и из него можно будет лепить куличики, рисовать на нем палочкой, оставлять следы.

Играя с песком, дети не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты и эксперименты в процессе которых получают элементарные представления о свойствах песка: песок состоит из мельчайших песчинок; сухой песок рассыпается, не лепится, но можно сухим песком рисовать. А если его полить, то он станет влажным и из него можно будет лепить куличики, рисовать на нем палочкой, оставлять следы.

Воздух  При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети ловят воздух в полиэтиленовые пакеты и убедятся в том, что воздух не виден, но он есть. Опытным путем выясняем с детьми , что, если воздух привести в движение, получается ветер.  Можно ли ветер сделать в комнате? Ответ на этот вопрос дети находят в процессе совместной экспериментальной  деятельности с вентилятором, веером. Да и просто если подуть, то тоже получится ветерок. Наблюдая за ветром на прогулках, выясняем, что ветер может быть теплый, легкий, слабый, а может холодный, сильный, порывистый. При ветреной погоде деревья качаются, быстро бегут по небу облака, люди одеваются теплее. С ветерком можно поиграть. Для этого только на прогулку нужно взять вертушки, флажки, султанчики, воздушные шары!

Воздух

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети ловят воздух в полиэтиленовые пакеты и убедятся в том, что воздух не виден, но он есть. Опытным путем выясняем с детьми , что, если воздух привести в движение, получается ветер.

Можно ли ветер сделать в комнате? Ответ на этот вопрос дети находят в процессе совместной экспериментальной  деятельности с вентилятором, веером. Да и просто если подуть, то тоже получится ветерок. Наблюдая за ветром на прогулках, выясняем, что ветер может быть теплый, легкий, слабый, а может холодный, сильный, порывистый. При ветреной погоде деревья качаются, быстро бегут по небу облака, люди одеваются теплее. С ветерком можно поиграть. Для этого только на прогулку нужно взять вертушки, флажки, султанчики, воздушные шары!

Растения  Проводим опыт по посадке лука в разных условиях: сажаем лук в удобренную землю магазина, в обычную землю с улицы, с поливом и без полива. Эти несложные опыты, регулярные наблюдения и фиксирование результатов помогают детям понять зависимость растущего растения от комплекса условий, в которых оно находиться.  Опыты детей по выращиванию лука позволят расширить представления детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания, уточнят представление у детей о том, что из репчатого лука можно вырастить зелёный лук. И самый радостный момент, это конечно же, когда лук вырос и его можно сорвать и отнести помощнику воспитателя, что бы та порезала его и положила в тарелочки с супом.  Так же можно провести экспериментальную работу по таким темам как снег и лед, свойства предметов (бумага, ткань, дерево)

Растения

Проводим опыт по посадке лука в разных условиях: сажаем лук в удобренную землю магазина, в обычную землю с улицы, с поливом и без полива. Эти несложные опыты, регулярные наблюдения и фиксирование результатов помогают детям понять зависимость растущего растения от комплекса условий, в которых оно находиться. Опыты детей по выращиванию лука позволят расширить представления детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания, уточнят представление у детей о том, что из репчатого лука можно вырастить зелёный лук. И самый радостный момент, это конечно же, когда лук вырос и его можно сорвать и отнести помощнику воспитателя, что бы та порезала его и положила в тарелочки с супом.

Так же можно провести экспериментальную работу по таким темам как снег и лед, свойства предметов (бумага, ткань, дерево)

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.  Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только детей, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские клубы, на которых родители вместе с детьми могут провести опыт, поэкспериментировать.   Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители стали более компетентны в вопросах познавательного развития детей.  Поднялся авторитет детского сада и воспитателей в глазах родителей. Они стали более внимательно относиться к рекомендациям и просьбам воспитателей, что способствует созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только детей, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские клубы, на которых родители вместе с детьми могут провести опыт, поэкспериментировать.

Такое взаимодействие с родителями увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители стали более компетентны в вопросах познавательного развития детей.

Поднялся авторитет детского сада и воспитателей в глазах родителей. Они стали более внимательно относиться к рекомендациям и просьбам воспитателей, что способствует созданию единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ.

Обобщая работу по экспериментированию с дошкольниками мы сделали вывод, что экспериментирование-это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка.

Обобщая работу по экспериментированию с дошкольниками мы сделали вывод, что экспериментирование-это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах и является методом повышения самостоятельности ребенка.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Детское экспериментирование как эффективное средство познания окружающего мира.

Автор: Пескова Людмила Александровна

Дата: 19.03.2017

Номер свидетельства: 401639

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(78) "stat_ia_ekspierimientirovaniie_kak_sriedstvo_poznaniia_okruzhaiushchiegho_mira"
    ["file_id"] => string(6) "351128"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477072889"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(290) "Консультация для родителей по инновационной деятельности «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_ekspierimienta"
    ["file_id"] => string(6) "460971"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1520364620"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "kollektsionirovanie_odno_iz_effektivnykh_sredstv_dlia_razvitiia_poznavatelnoi_ak"
    ["file_id"] => string(6) "502879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552495250"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультация для родителей : "Воспитание любознательности у детей средствами природы" "
    ["seo_title"] => string(92) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-vospitaniie-liuboznatiel-nosti-u-dietiei-sriedstvami-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "236235"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443986268"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства