В этой презентации подробно рассказывается об детях с ограниченными возможностями здоровья. Об причинах возникновения отклонений. Говориться так же о системе специального обучения таких детей. Приведены примеры нормативно правовых документов по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выполнила : Миланина Н.В., студентка группы ДО – 4
Проверила : Шевченко В.Б
Волгодонск
2015
Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети – инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Причины возникновения отклонений
Эндогенные причины
(внутреннего происхождения)
Экзогенные(внешние причины)
Врождённые
Приобретённые
Периоды развития ребёнка
Пренатальный (от момента зачатия до рождения ребёнка)
Натальный (в период родов)
Постнатальный (после родов)
Эндогенные причины:
Генные:
различные наследственные заболевания(аплазия - недоразвитие внутреннего уха;
2. Хромосомные:
микрофтальм- грубое структурное изменение глаза;
миопатия- нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризующееся мышечной слабостью, и т.п.);
Экзогенные причины:
Врождённые:
в пренатальный (внутриутробный) период(хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни, интоксикация (отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т.п.);
в постнатальный период (после рождения) – (остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.); несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.).
Классификация отклонений в развитии и поведении детей и подростков
(по Б.П. Пузановой и В.А. Лапшиной)
дети с сенсорными нарушениями (нарушения слуха и зрения);
дети с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталые и дети с задержкой психического развития);
дети с нарушениями речи;
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
дети с комплексными (комбинированными) дефектами развития;
дети с искаженным (или дисгармоничным) развитием.
Дети с нарушением слуха
Глухие(не слышащие) дети – с тотальным (полным) выпадением слуха или остаточным слухом, который не может быть самостоятельно использован для накопления речевого запаса;
Слабослышащие(тугоухие) дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления запаса при помощи слухового анализатора.
Дети с нарушением зрения
Слепые(незрячие) дети – с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением либо остаточным зрением;
Слабовидящиедети - с остротой зрения на лучше видящем глазу.
Дети с умственной отсталостью
Умственная отсталость- стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция.
Олигофренияпроявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5-2 лет),деменция(распад психики) - на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5-2 лет).
Деменцияможет быть выражена в двух вариантах: резидуалъная (остаточная) и прогредиентная (прогрессирующая).
Дети с задержкой психического развития
Три степени интеллектуального недоразвития:
идиотия(самая тяжелая степень);
имбецилъностъ(более легкая по сравнению с идиотией);
дебилъностъ- наиболее легкая степень (по сравнению с идиотией и имбецильностью).
Дети с нарушением речи
Всевиды речевых нарушенийможно разделить на 2 большие группы:
Основной контингент этой категории -дети, страдающие детским церебральным параличом(ДЦП).
ДЦП- заболевание незрелого мозга, которое возникает под влиянием различных вредных факторов, действующих в период внутриутробного развития, в момент родов и на первом году жизни ребенка.
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития
Умственно отсталые неслышащие или слабослышащие;
Умственно отсталые слабовидящие или незрячие;
Слепоглухонемые и т.п.
Дети с искажённым развитием – психопатией (стойкий дисгармонический склад психики), с патологией влечений
Диагностика отклонений в развитии ребёнка
Диагностика должка носитькомплексный, многоплановый, системныйхарактер. Делать заключение о психическом развитии ребенка на основании какого-то единичного проявления (показателя, симптома) было бы ошибочным.
Структура имеющегося у ребенка дефекта может бытьвыявлена и правильно диагностированатолько при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля:
- врача,
- психолога,
- дефектолога,
-логопеда.
Система специального обучения
Специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения I—VIII видов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения I-VIII видов:
I вид— для неслышащих (глухих); II вид — для слабослышащих и позднооглохших;
III вид— для незрячих (слепых);
IV вид— для слабовидящих и поздноослепших;
V вид— для детей с тяжелыми нарушениями речи; VI вид — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид— для детей с задержкой психического развития;
VIII вид— для умственно отсталых детей.
Нормативно правовые документы по отношению к детям с ОВЗ
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
К категории детей, нуждающихсяв особой заботе государства, относятся
- дети-сироты
- дети, оставшиеся без попечения родителей,
- дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей.
Обеспечение равных возможностей для этих групп детей базируется на принципенедискриминации.