Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импресивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным картинкам), по прослушанному рассказу или сказке.
Дидактический синквейн позваляет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений,выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь,создаёт социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.
Синквейн —это методический прием, который представляет собой пять нерифмованных строк, имеющих форму стихотворения.При этом составление каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному материалу.Синквейнявляется одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность дошкольников. Составлениесинквейна — это свободное творчество, которое требует от ребёнка найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах составления стихотворения.
Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки. При составлении дидактического синквейна допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.
Дидактический синквейн – технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у дошкольников.
Метод дидактического синквейна развивают и совершенствуют мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволяют мыслить более продуктивно.
Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Синквейн и ФГОС
Синквейн основывается:
на личностно-ориентированном,
деятельностном,
комплексном,
дифференцированном подходе.
Соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что эта новая технология:
открывает новые возможности;
помогает оптимизировать работу учителя –логопеда;
гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;
не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;
способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий;
является диагностическим инструментом;
даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала;
носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
Как появился синквейн?
Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японскойпоэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Правила построения синквейна
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всегоодним словоми обязательно существительным.
Вторая строка состоит издвух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строкетри слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, ацелая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное ребёнком самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог. Чаще всего это просто синоним или обобщающее слово к теме стихотворения.
Чтобы правильно составить синквейн необходимо:
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
•владеть обобщением;
•понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак;
•научиться правильно, понимать и задавать вопросы;
•согласовывать слова в предложении;
•правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Например:
1. Цветок(Примула)
2. Красивая, зелёная(цветущая)
3.Цветёт,растёт,радует.
4. Растёт в нашей группе.
5. Растение (комнатное растение)
Например:
1. Лунтик
2. Весёлый (смешной),добрый,забавный(люботытный).
3. Говорит,играет,поёт.
4. Я люблю играть с Лунтиком.
5. Игрушка(герой мультика).
Например:
1.Матрёшка
2.Деревянная,расписная (красивая,раскладная)
3.Разбирается(собирается),радует, веселит .
4. В наряженной девице попрятались сестрицы.
5.Сувенир(игрушка).
Лексические темы:
«Новый год»
1.Новый год
2.Радостный, долгожданный.
3.Приходит, веселит, радует.
4.Я люблю этот праздник.
5.Подарки.
«Наш посёлок»
1.Ольга.
2.Не большой, чистый.
3.Хорошеет, развивается, радует.
4.Я живу в этом посёлке.
5.Посёлок у моря.
« 8-е Марта»
1.Мама.
2. Красивая, добрая.
3.Готовит, вяжет, рисует.
4.Любит меня и папу.
5.Семья.
«Лето»
1.Лето.
2.Тёплое,солнечное.
3.Греет, радует, расцветает.
4.Лето-время отдыха и каникул.
5.Радость.
Например:
1.Площадка (участок)
2.Большая,просторная(красивая,интересная)
3Там играют (гуляют), качаются, приводят детей .
4. Я люблю гулять на площадке.
5.Детский сад.
Советы педагогам:
1. Начиная учить детей составлять синквейны предложите детям составить синквейн на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т.д.)
2. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.
Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Например:
Начало непосредственно образовательной деятельности. Приступая к изучению новой темы, обычно спрашиваем: «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
Разгар непосредственно образовательной деятельности. Тема очень трудна для восприятия. Дети устали. Предлагаем им синквейн по какому-то хорошо знакомому разделу изучаемой темы. Быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.
Изучение темы завершено. Качество, глубину и прочность знаний наших детей показывает итоговый контрольный срез. А сейчас, в завершении занятия – синквейн. Достойный итог изучения нового материала, который продемонстрирует не столько знания, сколько понимание, оценочные суждения, ценностные ориентации детей. В конечном итоге, при детальном анализе синквейнов, легко увидеть, насколько удалось педагогу достичь планируемого результата.
Примеры синквейнов-загадок:
1. (?) Непобедимая, смелая – защищает, стоит на страже, воюет, «если она сильна – непобедима страна», защита!
2. (?) Мудрые, добрые – живут, помнят, стареют, « шли в бой не жалея себя – страну заслонили собой!», воины.
3. (?) Бескрайний ,чёрный – манит, зачаровывает , пугает, «В нём находятся небесные тела .», вселенная.
В чём же эффективность и значимость синквейна?
Его простота.Синквейнмогут составить все.
В составлениисинквейнакаждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
Синквейнявляется игровым приемом.
Составлениесинквейнаиспользуется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составлениесинквейнаиспользуется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Синквейнпомогает пополнить словарный запас.
Синквейнучит краткому пересказу.
Синквейнпомогает развить речь и мышление.
Сочинениесинквейна– процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
Синквейнучит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Синквейноблегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
Синквейн— это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнитьсинквейныи оценивать их).
Составлениесинквейнапохоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Можно научить составлятьсинквейныдетей, ещё не умеющих читать! Совет: Сделайте с детьми копилкусинквейнов.По стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни
Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Синквейны – превосходный способ контроля. Сочинить синквейн, не зная темы, предмета или текста, невозможно.
Эту технологию хорошо использовать как итог работы, создавя синквейны, выражающие суть работы детского коллектива и результатов занятия.
А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.
Технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем:
Информационной;
деятельностной;
личностно ориентированной.
Синквейн—это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.