Консультация для воспитателей "Использование синквейна для закреплении знаний дошкольников о профессиях"
Консультация для воспитателей "Использование синквейна для закреплении знаний дошкольников о профессиях"
В своей работе воспитатели при ознакомлении дошкольников с профессиями используют разные методы и приемы. Одним из таких приемов является дидактический синквейн. Синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строк. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Использование синквейна для закреплении знаний дошкольников о профессиях"»
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида «Огонёк» с.Кызыл-Озёк»
Консультация для воспитателей
Использование синквейна для закреплении знаний дошкольников о профессиях
Подготовила: воспитатель
Волкова Надежда Анатольевна
с.Кызыл-Озёк, 2020 год
Использование синквейна для закреплении знаний дошкольников о профессиях
В своей работе воспитатели при ознакомлении дошкольников с профессиями используют разные методы и приемы. Одним из таких приемов является дидактический синквейн.
Синквейн – нерифмованное стихотворение из пяти строк. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века под влиянием японской поэзии.
Методический прием синквейн поможет сформировать у детей позитивные установки к различным видам труда и творчества. С его помощью воспитатели могут познакомить дошкольников с профессиями взрослых, закрепить у них новые знания и расширять словарный запас.
Синквейн – игровой прием. Его структура проста и доступна даже маленьким детям. Однако игру в синквейны лучше проводить со старшими дошкольниками. Их мыслительные, коммуникативные, речевые навыки и умения позволят им быстро освоить правила игры и почувствовать себя успешными.
Чтобы научить детей составлять синквейн, воспитатель должен рассказать, из чего он состоит. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчете слогов в каждом стихе. В работе с детьми дошкольного возраста следует использовать дидактический синквейн. Он основывается не на фиксированном количестве слогов, а на заданных содержании и синтаксической структуре каждой строки.
Структура дидактического синквейна
Наводящие вопросы
1-я строка
Тема синквейна – одно слово
(существительное или местоимение)
Предмет, о котором
идет речь
Кто? Что?
2-я строка
Два слова (прилагательные
или причастия)
Описание
признаков
предмета или его
свойств, которые
раскрывают тему
синквейна
Какой? Какая?
Какие? Какое?
3-я строка
Три слова (глаголы или деепричастия)
Действия предмета
Что делает?
Что делают?
4-я строка
Словосочетание ил предложение из 4-х слов
Личное отношение
автора синквейна к предмету, который он описывает
Как ты к этому
относишься?
5-я строка
Одно слово (Существительное)
Резюме, чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне, личное отношение автора к теме или повторение сути, синоним
Как назвать одним
словом?
Дидактический синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку.
Для составления синквейна дошкольникам предлагаются известные темы, и обязательно дается образец. При затруднении составления синквейна дошкольниками, воспитатель помогает наводящими вопросами.
Воспитателю нужно быть готовым к тому, что не всем детям понравится составлять синквейны, потому что эта работа требует от дошкольника умения размышлять, большого словарного запаса и умения выражать свои мысли. В таких случаях воспитатель должен помогать детям, поощрять их желание импровизировать. Постепенно дети привыкнут к правилам нерифмованных стихотворений, а составление синквейнов станет для них веселым и занимательным занятием.
На разных этапах изучения материала можно предложить детям составить новый синквейн, скорректировать готовый или составить краткий рассказ, используя входящие в состав синквейна слова и фразы. Воспитателю рекомендуется собрать копилку синквейнов: по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам, сказкам, ситуациям из жизни. Образцы синквейнов можно демонстрировать во время бесед, литературных встреч, на родительских собраниях.
Как использовать синквейн, чтобы закрепить знания детей о профессиях?
Синквейн можно использовать при знакомстве с профессией. Воспитатель, рассказывая о профессии, в конце занятия просит составить синквейн. Синквейн в данном случае учит детей пересказывать то, что прочитал или рассказал воспитатель. При составлении синквейна активизируется словарь дошкольника, кроме этого позволяет воспитателю осуществить контроль усвоения полученных знаний. Дети же, в свою очередь, могут осуществить самоконтроль, сравнивая и оценивая получившиеся синквейны.
Использование синквейна при уточнении знаний о той или иной профессии позволяет воспитателю понять, что дети знают о профессии, и дает возможность подкорректировать их знания, донести до них нужную информацию. Можно дать «домашнее задание» - узнать дополнительную информацию о специалисте изучаемой профессии. Задача следующего занятия - скорректировать или совершенствовать уже готовый синквейн.
Составление кратких рассказов о знакомых профессиях по готовым синкейнам позволяет детям повторить материал предыдущего занятия.
Для закрепления материала также можно использовать синквейн. В этом случае синквейн помогает провести рефлексию, анализ и синтез полученной детьми информации. Например, воспитатель знакомила детей с профессиями людей, работающих в детском саду. На заключительном занятии детям предлагается составить синквейны о профессиях повара, воспитателя,
младшего воспитателя и т.д. Такое задание активизирует и развивает мыслительную деятельность дошкольников. Они учатся находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению.
Таким образом, благодаря синквейну дошкольники лучше усваивают новую информацию, не только запоминают названия профессий, но и понимают их содержание, используют полученные знания в игровой деятельности, реализуют свои творческие, интеллектуальные способности.