АРТ – терапия
Искусство как путь к себе
Здравствуйте, дорогие друзья!
Добро пожаловать в мир доброты, красоты,
фантазии и творчества!
Меня зовут Крюкова Светлана Владимировна, по образованию я дизайнер, работаю в МБДОУ «ЦРР – Детский сад №132»педагогом дополнительного образования по арт – терапии.
Так в моих профессиях соединились любовь к детям, желание понять их внутренний мир и изобразительное творчество.
И вот уже 10 лет я держу верность профессии.
Информация предназначена для тех, чья жизнь или работа так или иначе связана с детьми - маленькими или постарше, для тех, кто думает про развитие детей, играет с ними, учит их чему-нибудь и конечно неравнодушен к изобразительной деятельности во всех её проявлениях.
Дети должны жить в мире красоты, музыки, рисунка, и фантазии. Фантазия для ребенка так же естественна, как и дыхание. Детские фантазии бескорыстны и раскрывают перед взрослым удивительный мир ребенка.
Пусть наши дети растут в гармонии с собой и окружающим миром, с уверенностью в том, что родились для счастья и радости в этой жизни, и тогда, поверьте, так и будет, потому что "В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!!!»
Одним из мощных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия для детей.
Арт-терапия - это метод оказания психологической помощи посредством художественного творчества.
Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и педагогов.
Арт-терапия нравится детям, поэтому эти занятия лишены элемента принуждения, а воспринимаются скорее как интересное времяпрепровождение. Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства:
Изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т.д.),
Цветотерапия,
Песочная терапия,
Музыкотерапия,
Сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т.д.),
данс-терапия,
драматерапия и многие другие.
Рисование песком
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках детей, выполненных в абстрактной манере, имеющих схожесть с рисунками доизобразительного периода - ритмичности движения руки, случайность мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.
Штриховка, каракули
Штриховка, каракули – это графика
Самое доступное упражнение, для которого нужны только бумага и карандаш (ручка, фломастер). Ребенок свободно, не задумываясь о результате, рисует на листе бумаги клубок линий, затем пробует разглядеть в нем и описать какой-то образ. В процессе описания можно уже осознанно дорисовывать его, выделять контуры, заштриховывать отдельные участки и т.д.
Монотипия – еще одна очень интересная разновидность изотерапии. Чернилами, тушью, акварелью или жидко разведенной гуашью на гладкой, не впитывающей краску, поверхности (пластик, линолеум, глянцевая плотная бумага и т.д.) делается рисунок: пятна, линии и пр. К этой поверхности прикладывается лист бумаги, на нем в зеркальном отражении отпечатывается нанесенный рисунок. Ребенок разглядывает то, что получилось, описывает возникший образ, дорисовывает его.
Рисунок на стекле
(обработанный край - техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
Рисование пальцами
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал! Такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка.
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Рисование сухими листьями.
Каждую осень в конце сентября дети собирают желтые, красные, рыжие листья, и несут букеты мамам. Но сухие осенние листья могут служить прекрасным материалом для арт - терапии. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
Изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов : круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели, цветного песка. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.
Рисование предметами окружающего пространства
Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для взрослых знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!
Как правило, дети выполняют задания арт-терапевта индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ — общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею. По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей.
Приглашаю в АРТ – терапевтическую студию!!!