Театрализованная деятельность-это самый распространненый вид детского творчества.Театр-доступный вид искусства для дошкольников,развивающий художественные способности,эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Театрализованная деятельность в детском саду
Кульдубаева Н. Л, Насонова Е. В.
Аннотация: Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.
Ключевые слова: Театр на стенде; театр настольный; театр на руке; верховой театр; театр напольный; театр теней; театр ложек.
Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, и всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать в театрализованной игре, которая представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, становятся сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Цели и задачи: расширять знания детей об окружающем мире; познакомить с жанрами театра, его устройством и типами постановок; формировать творческую, самостоятельную активность ребёнка; развивать речь, память, фантазию, образное мышление;обогащать словарный запас;
Виды театрализованной деятельности:
1. Театр на стенде.Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относится фланелеграф. Фланелеграф — это доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок составляет сюжет определенной сказки, при этом проговаривая свою роль.
2. Театр настольный.Такой вид театра происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Настольный театр может быть: - бумажным (или картонным) - герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам; - магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах; - из природных материалов (из шишек, сухих листьев; каштанов или желудей); - деревянным, доска может быть одна, а наборов для сказок несколько.
3. Театр на руке.Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец - такой театр называют пальчиковый, или в виде перчатки на всю ладонь - его называют перчаточным театром. В свою очередь для такого театра нужна ширма небольших размеров в зависимости от размеров персонажей. А самое главное, при помощи театра на руке у ребенка открывается увлекательный мир сказки, которую он может по своему желанию создать или переделать. Можно отметить, что пальчиковый и перчаточный театр развивает у детей мелкую моторику рук и влияет на формирование речи и памяти. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из: картона; ткани; шариков для тенниса; пластиковых бутылок, тарелок, стаканов; спичечных коробков; связанный крючком.
4. Теневой театр. Для него необходимо экран из белой ткани, черные плоскостные персонажи на палочках и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
5. Театр ложек. Самый простой и доступный для детей кукольный театр. Куклы-ложки могут быть деревянными, пластмассовыми. На ложки клеят шаблоны, вырезанные или распечатанные лица животных или людей. Можно наклеивать пластилин или рисовать лица персонажей сказок вместе с детьми. Ребятам очень нравиться такой вид деятельности, где можно придумывать и воплощать персонажей из сказок.
Атрибуты для театрализованной деятельности. В соответствии с возрастными особенностями детей в каждой группе созданы театрально-игровые зоны. В изостудии размещаются детские рисунки, связанные с темой занятия, поделки, творческие работы, сделанные детьми и совместно с родителями. В музыкально-театрализованном центре собраны костюмы, декорации и различные виды кукол необходимых для постановок спектаклей, этюдов и игр. Здесь же имеется обширная фонотека с записями шумов, звуков и музыкального сопровождения спектаклей для использования в постановках, и медиатека с аудио и видеоматериалами: записи сказок, детских спектаклей и др.
Костюмированные представления. Это инсценировки, представления, которые показывают наличие у детей костюмов. Дети перевоплощаются в образ сказочного героя и персонажа. Такие представления требуют тщательной подготовки. Обычно используются только для особых поводов: утренников, открытых занятий.
Театрализованная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», которое предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса. [13, с. 207]
Основная образовательная программа дошкольных групп МБОУ Школы № 12 г.о. Самара составлена с учетом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
Задачи художественно-эстетического развития по программе «От рождения до школы» в разделе «Театрализованная деятельность»:
-Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).
-Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.
-Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
-Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения; предоставлять возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа.
-Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
-Способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей.
-Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединений нескольких детей в длительной игре.
-Приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.
-Продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально-чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле. [13, с.216]
В процессе музыкально-театральных занятий дети учатся:
1.Общаться, разыгрывая сценки с разными сюжетами и ситуациями, используя произведения русского народного фольклора, русских и зарубежных писателей.
2.Воспринимать чувства других людей, контролировать свои собственные эмоции, сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку окружающим, развитию наблюдательности и взаимосвязей между эмоциями и способами их выражения.
3.Умению логично и последовательно формулировать свои мысли правильному звукопроизношению, диафрагмальному дыханию, умению контролировать громкость и темп речи, координацию слуха и голоса.
4.Выражать по-разному характер героев сказок.
5.Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.[12,с.13]
6. Уметь сочинять этюды по сказкам. [13,с.12]
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь детей интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Annotation: Theatrical activity is the most widespread type of children's creativity.
Key words: Theater at the stand; table theater; hand theater; horse theater; outdoor theater; shadow play; theater of spoons.
Литература
Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
Базанов В.В. Техника и технология сцены.- Л.,1976
Березкин В.И. Искусство оформления спектакля.- М.1986
Буева Л.П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений. - М.,1972
Игры, конкурсы, развлечения. - Волгоград,2001
Кузина Н. Заводные игры. - М.,2001
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336
Понсов А.Д. Конструкции и технология изготовления театральных декораций.-М.,1988
Побединская Л.А. Праздник для детей.-М.,2000.
Рындин В.Ф. Как создается художественное оформление спектакля.-М.,1962
Чурилова Э.Т. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников.-М.,2001
12..Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.5-6 лет-М.: Мозаика-синтез,2007.-144с
13.Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.6-7 лет-М.: Мозайка-синтез,2008.-128с