kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Воспитатель 1 категории Усанова В.К.


Формирование такого качества личности, как самостоятельность, проявляется в разных видах деятельности, в том числе и трудовой, которая предусматривает в нашем дошкольном учреждении содержательную учебно-воспитательную работу, системную подготовку воспитателей и её реализацию.

Основная цель трудового воспитания - положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста.

Одна из важных задач трудового воспитания – развитие и формирование самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Решение этой задачи в нашем детском саду реализуется через:

• различные виды труда и их формы организации;

• создание необходимых условий

• совместную работу детского сада и семьи.

В младшем дошкольном возрасте у детей начинает складываться сознательное управление своим поведением, повышается активность и стремление к самостоятельности становится основной характеристикой возраста (Я сам! Я хочу! Я умею). Ребёнок начинает верить в свои возможности.

Как показывает практика, формирование самостоятельности проявляется в таких видах труда: в самообслуживании, хозяйственно-бытовой труде, труде в природе и ручном труде.

Самообслуживание является основным видом труда и способствует формированию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста:

1. У детей формируются умения и навыки самостоятельно обслуживать себя во время раздевания и одевания, аккуратно складывать снятую одежду.

2. Учатся самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Формируются навыки самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расчёской, вешать полотенце на место) .

4. Учатся самостоятельным действиям во время еды (правильно держать и пользоваться столовой и чайной ложкой) .

Поэтому, приучая детей к самообслуживанию у них формируется самостоятельность, меньшая зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

В тесной взаимосвязи с самообслуживанием развивается и хозяйственно-бытовой труд, который является, по нашему мнению, важным фактором в формировании самостоятельности младших дошкольников. Он даёт возможность воспитывать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правело, сформировано стремление по собственной инициативе включаться в выполнение трудовых действий. Даже ограниченные физические и духовные возможности маленького ребёнка, дают возможность проявить самостоятельность, активность в выполнении элементарных трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка в группе, с накрыванием на стол (раскладывание ложек, тарелок, чашек, салфетниц и т. д., с подготовкой материалов к занятиям.

Также самостоятельность младших дошкольников формируется в процессе труда в природе:

• Дети учатся работать в уголке в природы (самостоятельно поливать цветы, естественно под контролем взрослых, протирать крупные листья цветов) ;

• Участвуют в уборке участка детского сада (осенью в сборе сухих листьев, зимой в уборке снега)

• В группе помогают при посадке семян.

Если говорить о ручном труде, то в основном формирование самостоятельности происходит в старшем возрасте. У детей младшего дошкольного возраста трудовые действия носят форму совместного труда с взрослыми, поскольку у детей нет ещё необходимых трудовых навыков поддержание порядка в хозяйстве группы.

По нашему мнению, формирование самостоятельности тесно связано с игрой. Именно в процессе игры дети проявляют свою самостоятельность. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду. При этом младшие дошкольники не осуществляют конкретных трудовых усилий: они как будто ведут машину, как будто готовят обед, моют посуду, гладят бельё. Для детей данного возраста характерен интерес к процессу трудовой деятельности, в которой и происходит формирование самостоятельности.

Как показала практика, для формирования самостоятельности в процессе трудовой деятельности необходимо создать определённые условия:

• Очень важно вовремя помочь ребёнку;

• Наличие необходимого инвентаря для самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе.

• Создание оптимальной предметно-развивающей среды в группе;

• Совместный труд с взрослым;

• Тесная взаимосвязь с родителями.

Формирование самостоятельности успешно осуществляется только при условии совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о требованиях программы по трудовому воспитанию. Он дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда для формирования самостоятельности у детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить.

Воспитатель использует разные формы работы с родителями: фотовыставки; выставки детских поделок; стенды на различные темы и др.

Ошибаются те взрослые, которые считают, что выполняя всю работу за ребёнка, пекутся о его же благе, будто бы облегчают его жизнь. Взрослые должны взять за правило: никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.

Базовой основой подготовки ребёнка к самостоятельной деятельности являются знания, но накопление их в сознании ребёнка не даёт основания судить о реализации их в жизни, и поэтому другим основанием формирования самостоятельности являются умение и навык. Именно, по мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом. Надо продолжать формировать самостоятельность детей в процессе трудовой деятельности, расширять перечень доступных трудовых умений и навыков и обязательно сотрудничать с родителями детей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Усанова Вера Константиновна

Дата: 27.10.2018

Номер свидетельства: 482274

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Роль дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(96) "statiaroldidaktichieskoiighrydliakorriektsiipamiatiudietieiszadierzhkoipsikhichieskoghorazvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "306428"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458128791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ "
    ["seo_title"] => string(101) "trudovoie-vospitaniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-obrazovatiel-nom-prostranstvie-dou"
    ["file_id"] => string(6) "167481"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423087830"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Адаптация учащихся 1 классов к учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(64) "adaptatsiia_uchashchikhsia_1_klassov_k_uchiebnoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "348753"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476298969"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Консультация для родителей «Развитие детского творчества»"
    ["seo_title"] => string(58) "konsultatsiia_dlia_roditelei_razvitie_detskogo_tvorchestva"
    ["file_id"] => string(6) "534339"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1578077911"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) ""Межличностные отношения детей с ОВЗ""
    ["seo_title"] => string(39) "mezhlichnostnye_otnosheniia_detei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "533115"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1577014453"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства