Просмотр содержимого документа
«Система работы по экологическому воспитанию дошкольников»
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Содержание:
Введение
Теоретический анализ проблем
Практический раздел
Заключение
Введение.
« Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней всего живого и прекрасного» А. Арсеньев.
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым.
Идея приобщения человека к природе, к её познанию имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж.Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменский, К.Д.Ушинский видели в природе могучий источник знаний.
Моя активная позиция- это непосредственное участие в самом процессе экологического образования: повышение своей компетентности в новом направлении педагогики и реализации идей.
В настоящее время между целями и задачами экологического воспитания дошкольников и его содержанием существует определённое противоречие.
Суть противоречий в следующем:
Декларируемые цели и задачи экологического воспитания базируются на новой экологической парадигме, которая в специальной литературе получила название биоэкоцентризм, а отбор содержания и методик производится на основе старой парадигмы—антропоцентрической.
Многие годы в нашем обществе преобладал антропоцентрический подход, в соответствии с которым, человек считался мерой всех вещей, « властелином и хозяином» природы, способным изменить её для удовлетворения своих потребностей. Многие исследователи, в том числе И.Н.Пономарёва, отмечают необходимость перехода к новой парадигме- системе взглядов, которая строится на основе биоэкоцентризма. Её суть при решении любых проблем приоритет отдаётся не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью новой парадигмы является также человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания. Г.А.Ягодин отмечал: « Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: Кто мы? Дети природы или её властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?» Мы должны различать действия людей в окружающей среде и в природных условиях. Ребёнок с детства должен понимать, что « улучшить природу», « помогать» ей можно только в изменённой человеком среде: в городе, посёлке, парке, на участке детского сада, в живом уголке. К такой ситуации подходит известное высказывание А. Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приучили». В естественных условиях любая деятельность, в том числе и « помощь», знания строятся с учётом законов природы. Таким образом, в экологическом воспитании дошкольников необходима смена старой, традиционной парадигмы на новую биоэкоцентрическую. Необходимо показать детям уникальность, красоту и универсальность природы. Природа - среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческой потребности. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то даёт, а потому, что она самоценна. Считаю, вышеизложенная проблема является наиболее актуальной для всей дошкольной педагогической системы, а значит и для нашего дошкольного учреждения и для меня. Следовательно, руководствуясь Законом Российской Федерации « Об образовании»1996г., и Концепцией дошкольного воспитания», которые направлены на развитие личности и его социальную зрелость, составила систему работы, включающую перспективный план на все возраста, серию конспектов, картотеку дидактических игр по экологическому воспитанию, развивающую среду: для развития эмоционального отношения к живой природе создан центр природы ( разнообразие комнатных растений, где дети ухаживают за растениями, пересаживают, следят за ростом, цветением
- Модель-панно « Дерева» - дети самостоятельно играют во времена года; - Календарь природы- дети отмечают состояние, изменения в природе и окружающем (одежда, труд людей); - Модель года, недели-закрепляют понятия: завтра, сегодня, тем самым вместе со стрелочкой они определяют цикличность временных явлений, приходят к выводу, что смена каждого времени года происходит по кругу. - Для исследовательской деятельности создана - лаборатория (картотека опытов, картотека моделей, микроскоп, разнообразные виды часов: песочные, водные; увеличительные стёкла, модели почв; - созданы картотеки по возрастам: пальчиковых игр; загадок, стихов; игры на прогулке; - разнообразные буклеты, плакаты, альбомы, подобрана художественно-публицестическая литература по природе. Целью своей работы ставлю: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае. Задачи: 1. Познакомить о происхождении и многообразии форм жизни, о существенных признаках, потребностях, приспособленности к среде. 2.Познакомить детей с различиями живого и неживого. 3. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы. 4. Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. 5. Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни. 6. Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды. 7. Знакомить с флорой и фауной родного края. При разработке диагностических заданий и оценке полученных результатов опиралась на критерии А.М.Федотовой. Оценка знаний об окружающем мире.
Полнота знаний - соотношение объёма знаний ребёнка и объёма, предлагаемого материала. Осознанность- степень осмысленности знаний и их применения в ситуации общения ребёнка с окружающим миром. Доказательность- умение аргументировать свои суждения, используя имеющиеся знания и опыт. Глубина- умение устанавливать связи и зависимости.
Оценка отношения к окружающему миру.
Осознанность, проявляющаяся в оценке объяснении своих и чужих поступков с позиции имеющихся экологических представлений. Действительность, проявляющаяся в умении видеть состояние растения, животных, стремлении оказать необходимую помощь. Направленность, проявляющаяся в познавательном интересе к получению информации, в стремлении воспринимать красоту окружающего мира, в стремлении следовать экологически обоснованным нормам и правилам социоприродной среды.
Теоретическая часть.
Человек- часть природы: он не может вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы с можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле. «Советский энциклопедический словарь» (44) даёт такое определение: « Экология»- наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А.А. Плешков автор программы « Зелёный дом» определяет экологию как науку « о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и средой» А.П. Молодова считает экологическое воспитание дошкольников - это, прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Л.И. Егоренков даёт определение экологического воспитания дошкольников - это приобретение каждым человеком чувства природы, в умении вникать в её мир, в её ничем не заменимую ценность и красоту, понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле, диалектической неразрывности и взаимообусловности природы и человека. А.М. Федотова экологическое воспитание дошкольников - это формирование на основе экологических знаний бережного и заботливого, осознанно правильного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей. Н.А.Рыжова экологическое воспитание дошкольников – это формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней. Проанализировав понятийный аппарат « Экологического воспитания» ряда авторов пришла к выводу, что главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. А экологическая культура- это часть общей культуры личности. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания
КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Экологические знания, умения.
Экологическое мышление.
Ценностное ориентирование.
Экологическое поведение.
В практике были предложены разнообразные программы экологического воспитания. Для того чтобы сделать выбор и взять ту или иную программу для работы, мною были проанализированы программы: Программа « Юный эколог» С.Н.Николаева, цель её программы: формирование начал экологической культуры. Программа Экологического образования детей Н, Н.Кондратьева « Мы» Цель: формирование экологической воспитанности дошкольников, что является закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования. Программа « Семецветик» В.И.Ашиков и С.Г. Ашикова. Девиз программы - воспитание через культуру и красоту. Цель: способствовать становлению современного человека в нравственном, мировоззренческом творческом плане. Программа Н.А.Рыжова « Наш дом-природа» Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Человек не живёт в естественной природе. Он живёт в среде, преобразованной им самим. Среда- это окружающий мир, в котором люди, природный и социальный мир неразрывно взаимосвязаны. Человек, используя материалы, создал богатство окружающего мира: города и сёла, сады и парки, транспорт, искусство, образование и здравоохранение. Он разработал этические нормы и правила отношения между людьми и миром природы. Содержание программы создаёт благоприятные предпосылки для освоения дошкольниками таких общечеловеческих ценностей, как красота. Добро, любовь, счастье, здоровье-это современные философско-исторические концепции отношения человека и природы. Вывод: изучив программы экологического воспитания нескольких авторов, пришла к выводу, что в их составе можно выделить следующие элементы: цели, содержания, методы, средства, условия. Наличие этих компонентов позволяет сделать вывод о том, что авторами созданы научно-методические системы- методики экологического воспитания. В своей работе опираюсь на такие программы: С.Н. Николаева «Юный эколог». Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. « Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения, будущее человечества окажется в серьёзных руках»- писал профессор М.М.Камшилов. Логика природы доступна ребёнку. Ему легче обнаружить связи и отношения в мире природе, чем в других областях действительности. Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею ещё до того, как произносит первые слова. Во время прогулок в природу можно всесторонне развивать ребёнка, воспитывать у него многие положительные качества, которые будут нужны ему в жизни. Малыш должен не бездумно смотреть на природу, а видеть и понимать природные явления и связь между ними, причинную зависимость. В общении с родной природой воспитывается любовь к Родине, желание трудиться. С раннего детства формируются убеждения человека, и мы должны в этом возрасте закладывать фундамент социальной убеждённости, а оно формируется и укрепляется в труде. Известно, что понимание природы рождается впервые как чувства, прежде всего - как эстетическое чувство, т.к. природа является основой красоты, источником музыке, поэзии и живописи. Поэтому человек, по настоящему почувствовавший и понявший сердцем красоту природы, будет оберегать и охранять её как источник радости и счастья. Таким образом, восхищение красотой природы, охрана её и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания.
Практическая часть.
В своей работе при отборе содержания учитываю научность и доступность понятий. На каждом возрастном этапе первоначальные представления углубляю, насыщаю содержанием, постепенно перехожу в понятия, которые превращаю в знания. Таким образом, естественнонаучные знания у своих воспитанников формирую по схеме: « ПРЕДСТАВЛЕНИЯ-ПОНЯТИЯ-ЗНАНИЯ». Реализую принцип « СПИРАЛИ», когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, идут из года в год по восходящей, углубляю и расширяю естественнонаучные представления и понятия, постигая более сложные приёмы и методы. Учитываю то, что у дошкольников кратковременное и неустойчивое внимание, повышенная утомляемость, поэтому в своей работе при планировании, объединяю несколько предметных областей одной темой.
Вторая младшая группа. 3-4 года.
Самый благоприятный для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире возраст. Задачи: * Заложить первые представления и ориентиры в мире природы. * Воспитать нравственно-этические нормы человеческого поведения. * Сформировать понятия о « живом» и « не живом». Учитывая особенности данного возраста, вся моя работа с детьми на данном этапе осуществляется через игру. Дидактические игры. Ребёнку легче понять и обследовать предмет, понять его свойства и качества. Учатся сравнивать, сопоставлять. Эти игры стимулируют умственную активность ребёнка, расширяют круг его интересов. « Построй дорогу для зайчика из камней», « Снежинка в гостях у ребят», « Великие помощники», « Купание куклы Даши». « Построй домик из песка для черепашки Агашки» / Приложение N 3/ Сюжетно-ролевая игра. « У наших кукол праздник» Цель: закреплять знания об особенностях строении ёлки, сравнивать живую веточку с искусственной» Игра сказка « Путешествие маленькой капельки» Цель: закреплять знания о свойствах воды (прозрачная, чистая, грязная), Подвести малышей к пониманию того, что без воды не могут жить растения, рыбы, птицы, звери и человек. Для проведения этой игры была проведена большая предварительная работа * Цикл наблюдений за рыбками в аквариуме.
* Рассматривали чистую и грязную воду, холодную и горячую. * Проводила опыты: замораживание воды на улице, делали вывод: на холоде замерзает, превращается в лёд, в тепле - в воду. * Приобрели в группу фонтан для наблюдений за действиями воды: течёт, журчит. / приложение N 4/ Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют с различными предметами. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной. Поэтому в этом возрасте использую ведущим приёмом - сюрпризный момент. На каждое занятие к нам приходит красивая эстетичная игрушка: ёжик, зайчик, кукла Даша, черепашка Агашка; вносится яркий предмет: капелька, солнышко, тучка. Дети начинают осознавать свои возможности, мотивы поведения. Им уже доступны элементарные оценки эстетические: красиво - некрасиво, нравится - не нравится, приятно - неприятно. Преобладающей формой мышления становится наглядно - образное.
Средняя группа. 4-5 лет.
Дети этого возраста имеют более высокий уровень знаний, оценок и установок поведения. Они владеют довольно большим словарным запасом, что даёт им возможность передавать в рассказах объективные связи и свои ощущения, свой чувственный опыт, связанный со свойствами природных явлений. В этом возрасте экологические представления конкретизируются и дополняются новым материалом. Целью моей работы в этом возрасте - удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Задачи: * Стимулировать потребности познания окружающего мира. * Активизировать творческие способности. * Помочь ребёнку осознать красоту и неповторимость окружающего мира. * Формировать нравственно - этические нормы поведения. В этом возрасте весь свой материал усложняю и пополняю более сложными методами и приёмами, занятия становятся содержательнее. Занятия проводятся в два этапа: Первый этап, в него включаются игры или занятия, позволяющие настроить детей на активную познавательную детей, а именно игры- загадки, игра - угадайки по теме. Также включается коррекционная работа: игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками, игры-действия с игрушками и предметами, игры со строительным материалов, изготовление макетов из бросового материала; изобразительная деятельность: работа с картинками- обводками, вырезание ножницами. Дети участвуют в подготовке атрибутов, в оформлении основного занятия. С помощью картинок - обводок они изготавливают различные фигурки- персонажи, маски, которые станут затем активными участниками игры, путешествия. Вторая этап: основное занятие. Дети уже самостоятельно могут догадаться, о чём или ком пойдёт речь. На занятии идёт постоянная смена видов деятельности детей: они слушают, смотрят, рисуют, разучивают, запоминают, отвечают на вопросы, пересказывают услышанное, фантазируют. Чем активнее дети на занятии, тем больше задействовано в работе психических функций: восприятия, внимания, мышления. Проводя игру-путешествия делаю её энергоёмкой, насыщенной новой информацией, работающей на расширение кругозора детей, на развитие речи. Занятие « Путешествия плодов и семян», дети узнают развитие дерева ( рост, питания, размножения). Используются модули растений, экологические игры, направленные на воображения: « Если б я был деревом», « Плохо или хорошо», « Настроение нашего дерева», использую панно «Дерево», модули человечки с разной мимикой, картинки с изображением действий: мальчик ломает ветку, разоряет гнездо, поливает, садит, силуэты разных птиц. Экологические цепочки: « Экологическая пирамида», «Что нужно человеку, «Кто кого боится», дети закрепляют взаимосвязи и взаимодействия в природе.
Старшая группа. 5-6 лет.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж о природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования, хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности, большой словарный запас. Расширяются и обогащаются знания о характерных явлениях и свойствах явлений. Детям доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщённости знаний позволяет переходить к понятиям . В этом возрасте у детей вырабатывается эмоционально-оценочное отношения в природе, к результатам труда. Задачи: * Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей нас природе. * Формировать оценочное суждение, в котором проявляется наблюдательность ребёнка, критичность мышления, интерес к миру природы. * Формировать представление о связях и зависимости, существующие в природе, выстраивать экологические цепочки, пользоваться обобщающимися словами. Развивать творческую инициативу, логическое мышление, воображение. Ведущим приёмом является беседа, Именно беседа помогает детям понять причинно-следственные связи, сформулировать выводы, сделать обобщения, выявить нравственную позицию ребёнка в его отношениях к животным, растениям, людям. Речь должна быть мягкой, доброжелательной, выразительной, главное эмоциональной. Прежде чем обратить внимание на моих воспитанников, на какой- либо объект природы, нужно подобрать вопросы, обратиться к поэтическим образом ( стихи, загадки, пословицы). На зимней прогулке предлагаю подумать, правильно зимнюю погоду называют сказочной, волшебной. Размышляя над этим, дети открывают для себя столько удивительного в привычном и обыденном: оказывается, сугробы имеют причудливую форму, напоминающую притаившихся зверей. Предлагаю понаблюдать за облаками. На что они похожи? Дети начинают фантазировать. В этом возрасте провожу длительные наблюдения. Цикл наблюдений за деревом. Дети наблюдают и рассматривают дерево в разные сезоны, на их глазах оно меняется, они прослеживают, кто живёт на дереве, кто прилетает к нему. Постепенно дети начинают о нём заботиться, ухаживать, беречь. Даю такие задания, как « Какое настроение у дерева?», « Сегодня день рождение у берёзки, что мы ей пожелаем?», если это разные времена года, то детям легче рассматривать наряд у дерева, каждый раз они замечают изменения. Циклические наблюдения помогают детям понять закономерности и связи между живой и неживой природой, делать свои небольшие выводы, учат ребёнка рассуждать, вызывают любознательность. После наблюдений мои дети начинают переживать, их задевает то, что происходит в природе, они без душны и тогда мы начинаем придумывать рассказы и сказки. Составление сказок - наиболее интересный приём. « Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!», эти слова мы знаем с детства. Действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она - универсальный учитель. Сказку обсуждаем, обыгрываем, придумываем своё продолжение, переделываем её на новый лад, ставим по сказкам кукольный театр. Для составления сказок использую разнообразные схемы, картинки, модели, игры, для того чтобы детям было легче составить свои сказки. Детям предлагала начало сказки: Дело было зимой, испекла бабка колобок…. Дети начинали придумывать свою сказку, затем мы выпускали книжку под названием « Новые приключения колобка». Широко использую поэтическое слово При знакомстве с опоэтизированной природой детям легче и доступнее даётся возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, уяснить её значение в жизни человека, они учатся сравнивать, как отражено одно и тоже природное явление в разных поэтических строках. Читая стихи о лесе у разных авторов С. Погореловский, «Лес», И. Бунин « Листопад», А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало», И. Суриков « Первый снег», подвожу детей к мысли, что лес красив во все времена года. Дети начинают понимать эту красоту, наслаждаться ею и передают свои впечатления в слове и рисунке. Познание природы будит ребячью мысль, способствует развитию творчества и самостоятельности, расширяются их представления, позволяющие им сравнивать, различать, вдумчивее относится к природе.
Подготовительная группа. 6-7 лет.
В этом возрасте большой объём знаний о природе. Они понимают, что в окружающем мире всё взаимосвязано: неживая природа, растения, животные, человек. Задачи: * Углублять представление о взаимосвязях в природе. * Учить выделять взаимосвязь и взаимодействия живых организмов в сообществах экосистемы. * Дать представления о том, что растения, животные, человек представители живого в мире природы. * Воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде. В этом возрасте широко использую системные операторы, благодаря этому приёму мои дети логически мыслят, делают выводы о взаимосвязях в природе, могут выделить части из цел Схема системного оператора на тему « Лес»:
Прошлое.
Хвойные леса. 5.
Объект как часть системы. 2.
Сломанное дерево. 8.
Части дерева. 4.
Объект. 1.
Дерево с плодами. 7.
Животные . 6.
Из чего состоит объект. 3.
Семечко от яблока. 9.
1. « Лес» - объект расскажем, многоэтажность 2. Зелёная зона. 3. Животные, растительность. 4. А какие леса были (раньше до этого) 5. Лесная зона занимала больше места. 6. Животных было больше. 7. В будущем мы вырубаем леса, остались пеньки, да кустарники. 8. Никто в таком лесу жить не будет. Потом дать, картинку как мы восстанавливаем леса.
Системный оператор « От яйца……. До птицы».
Курочка на гнезде.
Курица с цыплёнком.
Курятник (можно провести беседу о домашней птице).
Яйцо.
Цыплёнок (можно загадывать загадки)
Курочка. Цветная картинка.
Яйцо в разрезе.
Модель птицы (из чего состоит).
Курочка чёрно- белый рисунок.
Детям нравится всё таинственное, загадочное, поэтому в этом возрасте дети сами проводят занимательные опыты. Они уже могут написать секретное письмо невидимыми чернилами или превратить лёд в пар. После экскурсий, целевых прогулок, наблюдений мои дети делятся своими впечатлениями, отображая их в рисунках. Затем в нашей группе открывается картинная галерея. « Мои четвероногие друзья», « День рождения у берёзки», « В гостях у наших пернатых», « Зимушка хрустальная». Закреплением полученных знаний происходит на экологических праздниках и развлечениях « День рождения Земли», « Волшебница вода», « День чистоты и здоровья» / приложение N 5/ Для того чтобы легче отследить знания детей на каждом возрастном этапе провожу диагностику. Педагогическая диагностика - это система приемов, специально разработанная педагогическими технологиями, методик и тестовых заданий, позволяющих определить уровень профессиональной компетенции педагога, уровень развития ребёнка, а также находить пути улучшения и качества. Апробировала диагностику А.М. Федотовой. Проблема экологического образования волнует всех учёных общественность, педагогов. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную картину мира. Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости. Поэтому настало время осознать, что взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Для сотрудников провела консультации «Проблемные ситуации для воспитателей», «Педагогический ринг по экологическому воспитанию», анкетирование «Выявления знаний о новом виденье экологического воспитания», экологический праздник « Там, на неведомых дорожках», ряд открытых занятий. Большими помощниками в моей работе являются родители. Были проведены экологические викторины, совместные природоведческие акции: «Самый чистый участок», «Чтобы деревья были большими», «День цветов», «Дом для птиц». Родители вместе с детьми ходят в походы, на экскурсии. Всё это положительно действует на детей они не только получают знания, но и на личном опыте видят, как относятся их родители к окружающему миру. У ребёнка откладывается незабываемый положительный отпечаток в душе.
Заключение.
Селекционер И.В Мичурин сказал: « Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». К сожалению, долгое время люди во всём мире так и поступали. Теперь учёные горько шутят: « Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости». Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги и сохрани, где стоишь, где живёшь. В заключении следует подчеркнуть, что формирование знаний об экологическом воспитании - не самоцель в моей работе, а основа воспитания осознанно- бережного отношения к природе, к миру, созданному трудом человека. Считаю, что поставленные задачи решены: 1. Познакомила с развитием жизни на земле (происхождением и многообразием форм жизни, с микроорганизмами, с флорой и фауной родного края. 2. Сформировала положительные отношения самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды. 3. Сформировала начало экологической культуры личности дошкольника. Дети моей группы благодаря совместной работе видят красоту, уникальность, неповторимость живых форм, умеют видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, без мистических прибавлений. Полученные знания могут привести моих выпускников в науку или искусство. В будущем планирую создать в нашем дошкольном учреждении экологический центр: * ботанический сад * альпийскую горку * живой уголок.