• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Предварительная работа: Чтения стихотворения про звуки [ш].
Ход: Дети, к нам в гости сегодня пришло одно очень интересное стихотворение. Хотели бы его послушать?
Что-то шепчут камыши.
Это утка в камыше.
Выходи из камыша.
Нет уж утки в камыше.
Задача: развивать умение правильно пользоваться интонацией.
Ход: воспитатель предлагает Кати превратиться волшебника и просит произнести чистогворки, сначала спокойно, потом как- будто спрашиваем. Ша-ша-ша- мама моет малыша. Жу-жу-жу – молока дадим ежу
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. –М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Этапы | Методы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1 Мотивация на совместную деятельность Задачи: внимание детей и смотивировать их на совместную деятельность. | Беседа, эмоциональное стимулирование занимательным содержанием, игровая ситуация. | Воспитатель эмоционально включает в действие детей, вовлекает в слушание, создает условия для принятия игровой задачи. Приглашает детей пройти на ковёр и встать в круг. Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг! Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Улыбнись соседу справа, Улыбнись соседу слева, Обними соседа справа Обними соседа слева! Ребята вы любите путешествовать? - Да Сегодня я приглашаю совершить путешествие в страну шипящих звуков. Хотите? А на чем мы можем отправиться в путешествие? Я предлагаю нам путешествовать на поезде. Поехали (дети строятся друг за другом как вагончики) «Чух-Чух.»(Музыка) | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы, соглашаются принять участие в деятельности. | Дети смотивированы на совместную деятельность. |
2.Основной этап Задача: совместную деятельность. Закреплять произношение звука [ш] и [ж] 2.1 Артикуляционная гимнастика Задача: тренировать органы речи и постановка правильного произношения звуков; подвижность артикуляционного аппарата. | Беседа, Упражнение, Объяснение, Показ, Демонстрация. | Воспитатель предлагает детям пройти за столы и сесть на стулья. Мы приехали на первую станцию называется она «Разминка» Давайте разомнем наш язычок. А в этом нам поможет Артикуляционная гимнастика. Мягкой щеточкою с утра Чистит зубки детвора. Будут зубки сильные, белые, красивые. « Маляр» Красить потолок пора, язык к небу подними, поводи в перед-назад. Наш маляр работе рад. « Вкусное варенье» Ох и вкусное варенье! Жаль осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу. - Ребята, посмотрите на картинку, кто это?(Змея) - Какая любимая песенка змеи?( Ш-ш-ш-ш-ш). Поехали дальше. (Музыка) | Дети вступают в диалог с воспитателем, высказывают свое мнение, выдвигают предположения. Выполняют артикуляционную гимнастику в соответствии с текстом | Дети демонстрируют готовность к совместной деятельности; дети проявляют навык правильного произношения звука [ш] и [ж]; дети демонстрируют правильное произношение звуков; дети проявляют подвижность умения артикуляционного аппарата. |
Станция «Слова» Задачи: фонематический слух на звуки [Ж], [Ш]; произносить звуки [Ж] и [ш]; умение детей в различение на слух знакомых звуков в словах; дифференцировать звуки [Ж], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте. | Упражнение, объяснение показ, беседа, демонстрация. | -Дети, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Слова», согласны? Я буду называть вам слова а вы должны сказать какой звук слышится в нем [Ш] или [Ж]. Если вы услышите звук [Ш], то вы должны шипеть, а если звук [Ж], то вы должны жужжать. Договорились? Тогда давайте начнём нашу игру. Жираф, шар, крыжовник, жало, шимпанзе, мышка, кожа, уши, лошадь, прыжок, шёпот, урожай, пижама, мороженое, шов, шок, Молодцы. | Дети слушаю педагога, выполнят упражнение | У детей развивается фонематический слух на звуки [Ж], [Ш] Дети правильно произносят звуки [ж] и [ш]; дети демонстрируют умения различать на слух знакомые звуки в словах. |
Остановка «Чистоговорки» Задачи: группировать предметы со звуками [ ш ] и [ ж ]. доброжелательное отношение друг к другу; грамматически правильную диалогическую речь. | Объяснение, показ, беседа, упражнение, поощрение. | Воспитатель с детьми сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Ребята теперь давайте выйдем из нашего поезда и построимся в круг. Образуем круг, повторяй за мной: Ша-ша – очень каша хороша. Ши-ши – тут гуляют малыши. Ша-ша – у меня лапша. Шу-шу – я письмо пишу. Аш-аш – у меня карандаш. Ша-ша – еду шинами шурша. Шу-шу – я сегодня не спешу. Ши-ши – возле речки камыши. Шо-шо – до чего же хорошо. Ну что давайте Продолжаем наше путешествие. (Музыка) | Дети отвечать полными предложениями. Взаимодействуют с воспитателем | Дети группируют предметы со звуками [ ш ] и [ ж ]. проявляют доброжелательное отношение друг к другу; дети демонстрируют правильную диалогическую речь; |
Физминутка Задачи: снятию мышечного напряжения, подготовке к дальнейшей образовательной деятельности. | Художественное слово, показ, демонстрация, упражнение, поощрение. | А сейчас давайте встанем возле своих мест и немного поиграем. В группу к нам жук влетел Зажужжал и запел «ж-ж-ж» Вот направо полетел, Вот налево полетел, Жук на нос хочет сесть, Не дадим ему присесть, Жук наш приземлился, Зажужжал и закружился Ж-ж-ж. Жук наверх полетел И на потолок присел На носочки мы привстали, Но жука мы не достали, Хлопнем дружно Хлоп-хлоп-хлоп Чтобы улететь он смог. Ж-ж-ж. | Повторяют за воспитателем, активно выполняют упражнения. | Расслабились, отдохнули. Приготовились к дальнейшей образовательной деятельности. |
Игра «Поезд» Задача: навыка правильного произношения звука [ш] и [ж] в словах; грамматически правильную диалогическую речь; умению различать на слух знакомые звуки в словах. | Объяснение, упражнение, поощрение, | Присаживайтесь, пожалуйста. А здесь нас ждет еще одна игра Посмотрите здесь картинки, поезд и вагоны. (Дети называют картинки и определяют место звука)(картинки) Звук (ш) стоит вначале слова, середине, конце. 1вагон – шапка, шарф, шар. 2вагон – лягушка, груша, машина. 3вагон – камыш, карандаш, ландыш. Поехали (Музыка) | Дети выполняют упражнение | Дети закрепляют навыки правильного произношения звука [ш] и [с] в словах; дети развивают грамматическую правильную диалогическую речь; дети демонстрируют различать на слух знакомые звуки в словах. |
Подведение итогов Задача: -формировать умение анализировать процесс и результат совместной образовательной деятельности, делать выводы | Беседа | Воспитатель приглашает детей пройти на ковёр. -Дети, куда мы сегодня путешествовали? Какие звуки мы тренировались произносить? В какие игры мы сегодня играли? Какая игра вам понравилась больше всего? Какое у вас настроение после занятия? -Молодцы. | Дети слушают, отвечают на вопросы | Дети анализируют результат совместной образовательной деятельности |
Открытость Задачи сориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах | Инструкция демонстрация | -Дети, я вам предлагаю нарисовать предмет на в начале которого будет стоять звук «Ш». Давид что ты нарисуешь? Штаны А ты Полина? Шапку А ты Настя? Шмеля Воспитатель раздает листы бумаги и цветные карандаши. | Дети берут раскраски | Дети сориентированы на самостоятельную деятельность |